Гражданско-патриотическое воспитание: цели, задачи, основные направления
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести система образования.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016годы».
Нормативно-правовые условия:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 24 октября 2007 г.);
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24.07.2007 г.);
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.
Гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период». (Д. Медведев)
Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
· воспитание толерантности;
· формирование чувства гражданского долга;
· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Определим основные направления гражданско-патриотического воспитания.
Духовно-нравственное направление включает осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко–краеведческое направление основывается на системе мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско–правовое направление - это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально–патриотическое направление предполагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно–патриотическое направление ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое направление способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое направление предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шарафеева З. В. Гражданско-патриотическое воспитание: цели, задачи, основные направления // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/28733-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-tseli-zadachi-osnovnye-napravleniya (дата обращения: 23.12.2024)- Знакомство детей 4-5 года жизни с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевой игры
- Развитие связной речи
- Как научить своего ребенка безопасному поведению
- Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье
- Птицы зимой
- Семья как основной ресурс профилактики страхов у детей дошкольного возраста
- Математические игры с числами для детей дошкольного возраста
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7552 пользователя.
Отзывы