Воспитание детей дошкольного возраста в игре
Воспитание детей в игре.
Фёдорова С. И.,
воспитатель муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад «Улыбка» с. Ливенка общеразвивающего вида»
Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе понимания реальности.
Игры считаются универсальным и незаменимым средством воспитания. Всестороннее влияние игр на развитие ребенка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых они способны творить чудеса.
Главная цель воспитателя – расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития.
Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной для себя деятельности. Именно игра делает процесс воспитания приятным и полезным не только для ребенка, но и для окружающих его взрослых.
Игры для детей – важное средство самовыражения, «проба сил». Она должна войти в жизнь маленького человека, умело сочетаться с другими видами его деятельности. Игра уместна во многих случаях: если малыши устали от однообразных действий и им нужна разрядка; если они расшалились и их надо успокоить; если надо сделать интересным какой – то режимный момент или индивидуальное двигательное занятие; поднять настроение и активность ребят после дневного сна. Дети быстрей привыкают к новым для них условиям, если воспитатель умеет сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Это позволит педагогу привлечь замкнутых и застенчивых воспитанников, поможет узнать их характер и найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них.
Игра является незаменимым помощником воспитателя. Но главное – то, что она сближает воспитателя и ребенка. Малыш чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.
При выборе игры «задайте себе вопрос – что вы желаете для ребенка, как вы хотели бы его развивать, какими идеями будете при этом руководствоваться – и, готовясь к решению этих вопросов, вы должны не только владеть профессиональными знаниями о ребенке, но и обладать способностью к творческой деятельности, к преодолению сложившихся педагогических стереотипов, уметь переосмыслять накопленный педагогический опыт».
(В. Алямовская «Ясли – это серьезно»).
Ни минуты покоя! К такому выводу приходим мы, взрослые, наблюдая за деятельностью детей.
Что же больше всего любят малыши? Не колеблясь, можем ответить – играть.
По мнению ученых, игра – это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человека. В игре он может все: скакать на лошади, прокатиться на поезде, взлететь в небо на самолете и т.д. «Только понарошку», - подумаем мы. Но для ребенка в каждой игре, пусть в течение короткого времени, существует реальный мир, в котором малыш живет и действует.
Дети воспринимают сюжет и партнеров как действительность, и не важно, что при этом они используют обычные игрушки. Ребенок пытается вообразить себя птичкой, мячиком, прячется под зонтиком от «настоящего» дождика.
Для того чтобы сюжет игры был принят малышом, педагог должен дать изображаемому образу характеристику, «немая» игрушка должна заговорить. Таким образом создается правдивая игровая ситуация.
С целью сохранения этой игровой ситуации в процессе игры необходимо пояснять происходящее, направлять действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее помощью главное, что малыш должен усвоить. Например: «Семен, ты не насыпал на ладошку зернышки для петушка. Катя, ты забыла завести свою машину. Антон, твоя машина медленно двигается. Ты едешь на грузовике, который везет тяжелый груз?»
Эмоционально образная методика руководства воспитателя постепенно формирует у детей положительное отношение к игровым персонажам. «С кем вы сейчас так весело играли? Кто вас догонял?» Дети вспоминают, что это был большой мяч. «А что вы забыли сказать мячу?»Малыши подходят к нему, гладят, говорят спасибо, прощаются, обещают скоро прийти и снова поиграть с мячом.
Понаблюдайте за ребенком: при повторении знакомой игры его действия часто носят характер эксперимента: он по – другому «ведет свою машину», она едет по новому пути. «Маленький воробушек» многому научился: он не только «летает, клюет зернышки и пьет водичку», но уже умеет «чистить перышки, греть носик на солнышке»,не боится машины и не прячется в гнездышко, а «перелетает с кустика на кустик»(малыш переходит с одной скамейки на другую).
Восприятие у детей становится более детальным, более точным, они способны устанавливать логические связи между отдельными действиями, между непосредственно воспринимаемым и прошлым опытом. У них хорошо развито воссоздающее воображение. По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя. Экспромт дает воспитателю возможность развивать у малышей собственные творческие способности.
Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в соответствии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие в памяти в виде представлений, понятий.
Только при систематическом повторении игр, приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес; необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания, что содействует развитию мыслительных способностей.
Одной из особенностей игр является то, что они бесконечно разнообразны по своему содержанию, в котором заключено много познавательного материала. Игровые действия и правила соответствуют возрастным особенностям малышей, их знаниям и представлениям об окружающем мире. Дети узнают, что ножки очень быстрые, они убежали от мишки и зайчика, и даже быстрый мячик их не догнал; оказывается, у дождика есть веселая песенка, и поют ее дождевые капельки; а гусь, когда сердится, шипит и может ущипнуть; колокольчики звенят по-разному: большие очень громко, а маленькие – совсем тихо.
Двигательные задания в играх варьируются: одно и то же движение в зависимости от ситуации дети выполняют по-разному, в разных построениях. Это имеет большое значение для развития у малышей координации движений, умения ориентироваться в пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.
В процессе игры ребенок решает задачи не только двигательного характера, но и относящиеся к сфере человеческих отношений. Нужно учить замечать душевное состояние других детей и реагировать на него, сочувствовать им: «Мяч догнал Олю, и она не огорчилась!» «Она маленькая, я ей помогу», - решает Гриша. Постоянное общение со взрослыми доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивает их речь и воображение.
«Используйте любые поводы для разговора с малышами в процессе игры, побуждайте их к высказыванию своих мыслей, своего мнения», - советует Л.Н.Павлова.
«Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка», - говорил
К.Д.Ушинский.
Ребячий досуг... Каким он должен быть, чтобы доставлять радость и детям, и взрослым, вносить доверительность и теплоту во взаимоотношения? Какие формы общения с ребенком помогут лучше узнать его и наиболее естественно ввести в сложный мир взрослых? В дошкольном возрасте безусловно это игра.
Итак, приходим к выводу, что мир детства - это увлекательный мир игры.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Фёдорова С. И. Воспитание детей дошкольного возраста в игре // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/30343-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-igre (дата обращения: 23.12.2024)- Кто и зачем придумал правила поведения
- Картотека минуток безопасности для детей старшего дошкольного возраста
- Проволока
- Организация работы ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей
- Родители за безопасность детей. Тематическое планирование
- Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР
- Дидактическое пособие