Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Учим детей любить природу через игровую деятельность

Включает методическую разработку

 «Учим детей любить природу через игровую деятельность»

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                     В. А. Сухомлинский.

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого- педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова,П.Г.Саморукова,С.Н.Николаевой,Н.А.Рыжовой,А.В.Староверова и др.) указывается на необходимость использовать дошкольный период для осознанно правильного отношение детей к природе, освоению элементарных природоведческих знаний о живой и неживой природе, воспитание элементарного чувства ответственности за все живое и практической деятельности в природе, что и является показателем степени экологической культуры детей.

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И в связи с этим возникает необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы, сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

 «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

                                   А.М. Горький

Нашу работу по экологическому воспитанию детей мы построили через игровую деятельность. Так как этот прием влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры  формируются у детей моральные навыки поведения в природе.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры мы включали во все режимные моменты для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Играя с детьми,  формировали первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивали способности детей к познанию мира природы. Формировали навыки рационального природопользования в повседневной жизни, обучали элементарным нормам поведения в природе. Воспитывали гуманное отношение к живым организмам.

При отборе экологических игр  мы старались соблюдать следующие требования:

  • подбирали игры с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
  • игровые действия производились в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
  • в играх решали не только задачи экологического образования, но и обеспечивали решение общих задач воспитания и развития детей;
  • игры, в которых давалась возможность детям применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
  • прослеживали связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового шага вперед в развитии детей.

 Дидактические игры:   «Кто где живёт?», « Домашние и дикие животные», « Что растет в поле?»( на огороде, в саду, в лесу», « Какого растения не хватает?», «Чьи детки на ветке» , «Зоологическая столовая», « Путаница», « Найди дерево или куст по описанию», « Живые цепочки» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь и формируют экологические знания и культуру.

Игры – предложения: «Что было бы…», «Весной листья на деревьях растут, а зимой…», «Чтобы ты сделал, если увидел сломанную веточку…», «Цветы засыхают, потому, что…»,  «Птицы могут летать, потому что…» и т.д. Эти вопросы активизируют мышление, логику, развивают экологические знания и воспитывают экологическую культуру поведения в природе.

Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы: «Что такое природа», «Почему идет дождь» и др. В основе их лежит общение, заинтересованность, доброжелательность. Игра активизирует эмоциональные и мыслительные процессы.

Подвижные игры:  « Лохматый пёс», «Перелет птиц», «Найди свой листок», «Собери урожай» и др., способствуют эмоционально воспринимать природу, воспитывать экологическую культуру в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями и является.

Сюжетно-ролевые  игры: «Магазин (овощи или фрукты), «Путесшествие в лес», «Зоопарк» и др. Через игру дети отображают наше отношение к окружающему миру, к природе.  Закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения в природе и, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

 Игры - драматизации и театрализованные игры проводятся на основе литературных произведений: «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Утка с утятами», «Красная шапочка» и др. Дети уточняют явления природы, объекты живой и неживой природы.  

Строительные игры с природным материалом ( песок, глина, желуди, листики, шишки, камешки, снег, вода и т.др.), через такие игры  дети познают свойства и качества материалов, развивают наблюдательность и интерес к природе, совершенствуют свой чувственный опыт.

Успех нашей работы  зависел и от тесной взаимосвязи со специалистами. В работе стремились к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.  Так же  успех  зависел от взаимосвязи родителями. Мы проводили индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, мастер – классы, оформляли родительские уголки, устраивали выставки и др.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности о проблемы и получить желаемый результат в экологическом воспитании детей.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель МАДОУ "Детский сад №476"
Дата публикации: 23.10.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Павлова Н. В. Учим детей любить природу через игровую деятельность // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/48831-uchim-detej-lyubit-prirodu-cherez-igrovuyu-deyatelnost (дата обращения: 24.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию