Учим детей любить природу через игровую деятельность
«Учим детей любить природу через игровую деятельность»
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого- педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова,П.Г.Саморукова,С.Н.Николаевой,Н.А.Рыжовой,А.В.Староверова и др.) указывается на необходимость использовать дошкольный период для осознанно правильного отношение детей к природе, освоению элементарных природоведческих знаний о живой и неживой природе, воспитание элементарного чувства ответственности за все живое и практической деятельности в природе, что и является показателем степени экологической культуры детей.
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И в связи с этим возникает необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы, сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
А.М. Горький
Нашу работу по экологическому воспитанию детей мы построили через игровую деятельность. Так как этот прием влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Экологические игры мы включали во все режимные моменты для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Играя с детьми, формировали первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивали способности детей к познанию мира природы. Формировали навыки рационального природопользования в повседневной жизни, обучали элементарным нормам поведения в природе. Воспитывали гуманное отношение к живым организмам.
При отборе экологических игр мы старались соблюдать следующие требования:
- подбирали игры с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
- игровые действия производились в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
- в играх решали не только задачи экологического образования, но и обеспечивали решение общих задач воспитания и развития детей;
- игры, в которых давалась возможность детям применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
- прослеживали связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового шага вперед в развитии детей.
Дидактические игры: «Кто где живёт?», « Домашние и дикие животные», « Что растет в поле?»( на огороде, в саду, в лесу», « Какого растения не хватает?», «Чьи детки на ветке» , «Зоологическая столовая», « Путаница», « Найди дерево или куст по описанию», « Живые цепочки» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь и формируют экологические знания и культуру.
Игры – предложения: «Что было бы…», «Весной листья на деревьях растут, а зимой…», «Чтобы ты сделал, если увидел сломанную веточку…», «Цветы засыхают, потому, что…», «Птицы могут летать, потому что…» и т.д. Эти вопросы активизируют мышление, логику, развивают экологические знания и воспитывают экологическую культуру поведения в природе.
Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы: «Что такое природа», «Почему идет дождь» и др. В основе их лежит общение, заинтересованность, доброжелательность. Игра активизирует эмоциональные и мыслительные процессы.
Подвижные игры: « Лохматый пёс», «Перелет птиц», «Найди свой листок», «Собери урожай» и др., способствуют эмоционально воспринимать природу, воспитывать экологическую культуру в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями и является.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин (овощи или фрукты), «Путесшествие в лес», «Зоопарк» и др. Через игру дети отображают наше отношение к окружающему миру, к природе. Закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения в природе и, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Игры - драматизации и театрализованные игры проводятся на основе литературных произведений: «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Утка с утятами», «Красная шапочка» и др. Дети уточняют явления природы, объекты живой и неживой природы.
Строительные игры с природным материалом ( песок, глина, желуди, листики, шишки, камешки, снег, вода и т.др.), через такие игры дети познают свойства и качества материалов, развивают наблюдательность и интерес к природе, совершенствуют свой чувственный опыт.
Успех нашей работы зависел и от тесной взаимосвязи со специалистами. В работе стремились к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Так же успех зависел от взаимосвязи родителями. Мы проводили индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, мастер – классы, оформляли родительские уголки, устраивали выставки и др.
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности о проблемы и получить желаемый результат в экологическом воспитании детей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Павлова Н. В. Учим детей любить природу через игровую деятельность // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/48831-uchim-detej-lyubit-prirodu-cherez-igrovuyu-deyatelnost (дата обращения: 24.11.2024)- Речевое развитие дошкольников в процессе игровой деятельности
- Осенние прогулки с ребенком.Как сделать их интересными и познавательными
- Конструирование Лего в детском саду
- Особенности тифлопедагогического обследования детей
- Дорога не любит шалости - наказывает без жалости
- Заюшкина избушка
- Почему дети не слушаются
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1669 пользователей.
Отзывы