Мир волшебного камня
Из опыта работы
Мини-музей «Мир волшебного камня»
Дошкольное воспитание на современном этапе предъявляет новые требования к организации педагогического процесса, в частности к созданию развивающей среды в группах детского сада. Современный ребенок растет и развивается в условиях высокого технологического прогресса. Он более активен, раскрепощен, эрудирован, имеет свободный доступ к разнообразной информации, телевидению, компьютеру.
Чтобы ребенок смог максимально самореализоваться, установить собственные отношения с природой, обществом, его культурой необходимо создать определенные условия, которые обеспечат развитие и воспитание каждого дошкольника.
Стремясь создать такие условия для деятельности детей, мы решили использовать такое направление современной педагогики, как мини-музей.
Мини-музей представляет собой организованное пространство, в создании которого воспитанники принимают самое активное участие. Это пространство, в котором дети могут действовать самостоятельно, реализуя собственные интересы. Это пространство, которое построено на игровой деятельности в сочетании с познавательной, исследовательской, творческой продуктивной деятельностью. Это пространство, которое само играет роль учителя и воспитателя.
Условия детского сада не позволяют создавать экспозиции в полном понимании традиционного музея. Мини-музей, как правило, занимает небольшое пространство, может быть мобильным, например в коробке. Может быть организован на какое-то время к определенной дате, событию. При организации мини-музея мы придерживались следующих принципов:
- интеграции, так как интеграция предполагает объединить разные образовательные области, различные виды деятельности, а также тесное сотрудничество воспитанников, родителей, педагогов;
- интерактивности, так как мы считаем, что в мини-музей обязательно должен быть предоставлен свободный доступ воспитанников к экспозициям, с которыми можно действовать, рассматривать, проводить опыты и игры.
- деятельности, мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность участвовать в разных видах деятельности (использовать в сюжетно-ролевых играх, исследовать, проводить опыты, создавать поделки и т. д.);
- научности, представленные экспонаты должны соответствовать тематике мини-музея, давать объяснения различным процессам и явлениям доступным для ребенка языком;
- концентричности, мы считаем, что только единичные экскурсии не могут полноценно реализовать поставленные задачи и выступать ведущим средством образовательного процесса. При организации мини-музея необходимо соблюдать данный принцип, т.е. каждый предыдущий этап подготавливает следующий, более сложный, дети смогут, получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений;
- динамичности и вариативности, экспозиции мини-музея не должны быть постоянными и статичными, экспонаты должны меняться, экспозиции пополняться и обновляться с учетом интересов и запросов детей;
- регионального компонента, мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурой народов региона, в котором они проживают, русским народным культурным наследием, что способствует формированию чувства патриотизма, развитию толерантности.
Темы мини-музея могут быть самыми разнообразными, основные направления можно обозначить так: фольклорное, литературное, историческое, краеведческое. Появляется музей, как правило, из коллекции, к которой проявляют яркий интерес дети. По мере того, как накопятся экспонаты, возникает желание оформить их в виде экспозиций, дополнить инструментарием для исследования, декорациями для игр, либо материалами для творчества.
Эффективность работы в мини-музее зависит от того, насколько привлекательно и удачно расположены экспонаты.
Наш музей «Мир волшебного камня» был создан на основе коллекции камней нашего участка. Как-то дети заинтересовались камешками, которые находятся в песочнице и мы не думали, что под ногами такое разнообразие камней и по цвету, и по узору, и по фактуре. Собрали целую коллекцию, которая и стала основой нашего музея.
Центральная полочка нашего мини-музея посвящена вулканам и камням, которые зародились в недрах земли. Эта тема всегда завораживает детей, и они с удовольствием принимают участие в изготовлении макета вулкана, который и поставили в центре данной экспозиции. Здесь же собраны и представители горных пород и полезных ископаемых.
Полочка «Подводный мир рассказывает о необычной истории камней, рождённых морем. Правда, здесь представлены не только камни. Раздел оформлен в виде панорамы морского дна. Дно усеяно ракушками, здесь есть панцири морских животных, кораллы, морские звёзды, то есть организмы, из которых потом в течение миллионов лет формировались такие камни, как мел, известняк и другие.
Полочка «Самоцветы». Вначале оформляли как полочку янтаря, с целью показать разные способы образования камня. Затем изделия из янтаря стали выступать как экспонат, а экспозицию оформили как полочку самоцветов. Камни – самоцветы всегда красивы и привлекательны для детей и взрослых. На их примере можно объяснить детям, как человек использует камни. Это самый любимый детьми отдел, они его неустанно пополняют.
По вертикали мы расположили дидактические игры, оформленные так, чтобы ребёнок сам мог определить задание.
Темы, рассматриваемые в рамках нашего мини-музея разнообразны: «Как родились камни», «Камни-строители», «Мы геологи»; «Каменный век», «Сад камней», «Камни лечат» и т.д.
Мы используем следующие формы работы: рассматривание, знакомство со свойствами и качествами, экспериментирование и исследовательская деятельность, работа с «Ящиком ощущений», дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики («Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Что исчезло», «Найди свой камень», «Я положил в рюкзак»); настольно-печатные игры, оформление лэпбуков, составление загадок, игры по сюжетам литературных произведений, проведение экскурсий воспитанниками для родителей, детей других групп, художественный труд, чтение познавательных сказок, энциклопедий, сюжетно-ролевые игры.
Для поддержания интереса к мини-музею мы выбрали сказочных героев: Хозяйка Медной горы, Полоз – хранитель золотых руд, дочери Полоза – Змеевки, бабка Синюшка, охраняющая волшебный колодец (герои сказок П.Бажова).
Дети активны и деятельны по своей природе. Участвуя в экскурсиях, действуя с экспонатами, рассматривая экспозиции, они приобретают позитивный социальный опыт, приобретают умение проявлять собственное отношение к событиям и людям, эмоционально оценивают собственную деятельность и деятельность окружающих.
Ценная особенность мини-музея – участие в их создании детей и родителей. Ребята с любовью и гордостью относятся к мини-музею, потому что они сами выбирают и обсуждают его тематику, приносят из дома экспонаты, принимают участие в оформлении экспозиций. Увидев интерес детей, родители подключаются к участию в этой деятельности. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
А мы, благодаря музею, получили возможность вовлечь воспитанников в информативную, новую для них предметную среду, принимать участие в совместной деятельности со всеми представителями педагогического процесса, возможность переживать общие впечатления, участвовать в совместной творческой деятельности.
Абросимова Е.О.,
Воспитатель детского сада №254 ОАО «РЖД»
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Абросимова Е. О. Мир волшебного камня // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/57813-mini-muzej-mir-volshebnogo-kamnya (дата обращения: 21.11.2024)- Духовно - нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность
- Детские капризы и борьба с ними
- Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
- ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
- Циклограмма на февраль
- Упражнения по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возраста
- Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста