Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Книжная иллюстрация как средство приобщения дошкольников к художественной литературе

Книжная иллюстрация как средство приобщения дошкольников к художественной литературе

Иллюстрации к художественным произведениям — источник радостных переживаний ребенка, средство его эстетического и этического воспитания. Детская книга, в которой текст и рисунки неотделимы друг от друга, — первый наглядный рассказ о заманчивом и прекрасном мире.

Дети лучше воспринимают литературное произведение, если оно дополнено иллюстрациями. И чем меньше ребенок, тем большее значение имеет сочетание художественного текста со зрительным восприятием. Жизненный опыт дошкольника еще так мал, что лишь непосредственное видение персонажей, обстановки, в которой они действуют, характера происходящих событий помогает ребенку живо представить себе, что о них рассказывается в произведении, пережить вместе с героями их радости и печали. Так, слушая сказку «Лиса, заяц и петух», ребенок хочет видеть на рисунке и лису, и зайчика, и петушка. И лишь увидев, как лиса выгнала зайку из его избушки, как горько плачет зайчик, правильно разберется в происшедшем, оценит смелость петушка, хитрость и коварство лисы.

Рисунки художников-иллюстраторов будят мысль ребенка, обогащают фантазию, помогают осознать услышанное, запомнить произведение, лучше понять его основную идею, помогают зримо представить себе героев, обстановку действия, а значит полнее и глубже воспринять литературное произведение. По картинкам легче вести пересказ той или иной сказки, особенно когда иллюстрируется последовательно один эпизод за другим.

Иллюстрации всегда неразрывно связаны с содержанием литературного произведения. Они направляют внимание детей на определенные эпизоды, например, на одном рисунке звери разместились в теплой рукавичке и, довольные, выглядывают из нее; на другом колобок поет медведю свою песенку; на третьем — Красная Шапочка идет по лесу, а голодный волк ее подстерегает.

Иллюстрируя сказки, художники-иллюстраторы используют яркие выразительные средства, четко характеризуют изображенных ими персонажей, наделяют их портретным сходством с литературными героями сказок. Например, в иллюстрациях к пьесе-сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом» создаются острохарактерные образы надменной, важной, бессердечной кошки, несчастных котят, злого старого кота. Достигается это — выразительностью поз, жестов героев, своеобразием их наряда.

Для передачи сказочности, необычности обстановки художники используют картины фантастической природы, причудливые цветовые сочетания.

Изображая кота с гуслями, ежика с метлой, медведя опирающего на палку, кокетливо одетую лису, кошку, разряженную в меха, иллюстратор наделяет животных — героев сказок определенными человеческими чертами, показывает, что за их действиями скрываются поступки и отношения, свойственные людям.

Умелое использование художниками цвета дополняет и обогащает таинственный мир сказки, делает рисунки яркими, красочными, привлекательными для детей.

Сочетание изображения с художественным словом приближает оба вида искусства к детям и обеспечивает педагогу осуществление воспитательных задач.

Иллюстрации к художественным произведениям целесообразно использовать на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, в процессе чтения, проведения бесед, литературных викторин, вечеров загадок, а также при проведении индивидуальной работы с детьми.

Методика показа иллюстраций в разных возрастных группах различна и зависит от знания детьми текста литературного произведения.

  • Прежде чем показать иллюстрацию, воспитатель должен сам:

— хорошо узнать ее содержание;

— разобраться в том, как воплощен художественный замысел в рисунке;

— понять изобразительные средства, использованные художником;

— продумать в какой момент нужно показать детям рисунок.

  • Маленьким детям нельзя показывать все иллюстрации сразу, так же как не следует читать на одном занятии несколько новых сказок. Глубина восприятия художественных произведений в этом случае резко снижается.
  • При первом знакомстве с иллюстрациями в группах младшего возраста воспитатель добивается того, чтобы дети узнавали, кто изображен на рисунке, объясняет действия персонажей, значение поз и жестов животных. Например, рассматривая с детьми иллюстрацию к сказке «Кот, петух и лиса», педагог поясняет: «Лиса хитрая, обманщица, завлекает петушка, рассказывает ему про то, как просыпалось на дороге зерно. Петушок доверчивый, низко наклонился к лисице, внимательно слушает ее». Воспитатель помогает детям определить характер изображенных в книге персонажей сказки, оценить их поступки: котя-коток храбрый, спасает петушка, лиса хитрая, зайчик всего боится — трусливый, несмелый.
  • При повторных показах рисунка педагог обращает внимание детей и на некоторые детали имеющие существенное значение для понимания смысла произведения. Например, при рассматривании уже знакомого рисунка на сюжет сказки «Козлятки и волк» воспитатель привлекает внимание детей к фигуре волка, притаившегося у дома козлят. Активизирует речь детей, побуждает подражать крику животных, называть их.
  • Четырехлетних детей учат более внимательно всматриваться в иллюстрацию, подмечать текст между текстом сказки и тем эпизодом, который запечатлен на рисунке. Показывая иллюстрации к сказкам «Лиса, заяц и петух», «Кот, лиса и петух», «Зимовье друзей», «Теремок» воспитатель помогает понять противопоставление добра злу, которые художники иллюстраторы выражают в рисунках.
  • В старшем дошкольном возрасте, рассматривая вместе с детьми иллюстрацию, воспитатель:

— учит детей художественному восприятию изображенного, учит различать реальное и сказочное в иллюстрациях;

— развивает умение самостоятельно описывать изображенное действие, выделять характерные признаки образа;

— учит разбираться во взаимоотношениях между персонажами, показанных художником при помощи изобразительных средств выражения (цвета, формы, композиции).

  • В старшей группе занятие по рассмотрению иллюстраций к известным детям сказкам может быть построено следующим образом:

— воспитатель показывает иллюстрацию, предлагает рассмотреть ее, сказать, что на ней нарисовано, вспомнить название сказки;

— задает дополнительные вопросы, которыми привлекает внимание детей к интересным деталям рисунка.

Так, последовательно, одна за другой рассматриваются несколько иллюстраций. Правомерен и другой вариант проведения занятия. Воспитатель раздает детям иллюстрации к различным сказкам и предлагает придумать названия к картинке, определить, какой эпизод сказки изображен на рисунке и т.д.

Можно предложить описать любимый ими сказочный образ, подобрать слова, характеризующие персонаж сказки, определить, какие выразительные средства использовал художник для передачи жестов, мимики, индивидуальных особенностей персонажей. В старшем дошкольном возрасте на иллюстрациях, последовательно раскрывающих один эпизод за другим, можно обучать детей последовательному пересказу художественного произведения.

 

 

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
преподаватель БУ "Югорский политехнический колледж""
Дата публикации: 21.06.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Крахмалева . Л. Книжная иллюстрация как средство приобщения дошкольников к художественной литературе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/59948-knizhnaya-illyustratsiya-kak-sredstvo-priobshcheniya-doshkolnikov-k-khudozhestvennoj-literature (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию