Развитие пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредство дидактических игр
Е.В. Попова,
студентка 4 курса, специальное дошкольное образование,
научный руководитель – Бугаева Е.Т.
(ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж им. И.А. Куратова»)
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством дидактических игр
Аннотация: в статье рассматривается вопрос проблемы ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством дидактических игр.
Ключевые слова: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, игры, ориентировка в пространстве.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались известные педагоги – исследователи, как: В. Новикова, А. А. Столяр, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, и другие.
А.А. Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами».
Ориентировка в пространстве - одна из самых актуальных проблем для детей с двигательными нарушениями, интерес к данной становится больше, так как пространство — это место, в котором человек находиться постоянно, и умение ориентироваться в нем является базовым для развития и успешного обучения ребенка[1].
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая речевые, психические, и двигательные нарушения.
Исходя из двигательной патологии, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются и нарушения зрения.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата большие затруднение при:
- дифференциации правой и левой стороны тела;
- низкий уровень развития знаний о пространственной терминологии;
-низкий уровень ориентации на плоскости листа;
-низкий уровень определения пространственных направлений относительно любых других лиц или предметов;
- низкий уровень определения пространственной удаленности;
-нарушение схемы тела [4].
Гармоничное развитие ребенка, социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями невозможно без развития способности ориентировки в пространстве.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности ребенка, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью.
Существуют различные средства коррекции ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Мусейибова Т.А. научно обосновала главные методические приемы, лежащие в основе формирования у детей пространственных представлений. Она особое внимание придавала игровому началу в познании детьми пространственных отношений, рекомендовала включать различные виды игр, занимательных упражнений с использованием специально разработанного дидактического материала [5].
С целью развития пространственных функций у детей дошкольного возраста можно широко применять дидактические игры с использованием развивающего дидактического материала. Главная их особенность состоит в том, что все задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, развивают моторику руки.
Важное место в жизни ребёнка занимают дидактические игры. Дидактические игры – это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей и задач обучения, воспитания и развития детей [2].
Педагоги особое внимание уделяют играм дидактическим. Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные (Ф.Фребель, Д.Дьюи, О.Декроли и др.), так и отечественные педагоги (Блонский П.П., Венгер Л.А., Михайлова З.А., Сикорский И.А., Тихеева Е.И. и многие другие).
На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы можно выделить группы игр, решающих главные дидактические задачи по обучению дошкольников системам отсчета пространственного расположения окружающих объектов, составленной в соответствии с требованиями ФГОС.
- Дидактические игры на ориентировку «на себе», на другом объекте («Художник», «Солнышко», «Скульптор»);
- Дидактические игры на ориентировку «от себя», от других объектов («Отгадай-где...», «Корабли»);
- Дидактические игры на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве («Куда пойдешь и что найдешь», «Найди магнит»);
- Дидактические игры на определение пространственного расположения предметов относительно друг друга («Что изменилось?», «Новоселье»);
- Дидактические игры на ориентировку в двухмерном пространстве (на плоскости), например, на листе бумаги, расположенной на столе, на доске («Назови соседей», «Куда едет машина?», «Геометрический диктант»);
- Словесные дидактические игры. Эти игры проводятся с целью активизировать в речи детей специальные термины («Куда села муха?», «Кто где живет?», «Что в чем?») [3].
Таким образом, исходя из выше написанного можно сделать вывод, что ориентировка в пространстве является актуальной проблемой для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является – игровая деятельность, коррекцию несформированности пространственных представлений следует проводить с помощью дидактических игр. так как дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, а также средство формирования ориентировки в пространстве у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Библиографический список:
- Абкович, А.Я. Изучение пространственных представлений детей с детским церебральным параличом с разной сторонностью поражения [Текст] / А.Я Абкович // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – №4. – С. 114-122.
- Бурачевская О. В. Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/705/
- Зимина Г.А. [Электронный ресурс]: Формирование пространственных ориентировок у дошкольников посредством использования дидактических игр / Г.А. Зимина // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/30/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-diplomnaya-rabota-na-temu
- Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
- Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие / Е.И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Попова Е. В. Развитие пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредство дидактических игр // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/63546-razvitie-prostranstvennoj-orientirovki-u-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata-posredstvo-didakticheskikh-igr (дата обращения: 14.11.2024)- Безопасность детей – забота взрослых
- СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
- Дети и компьютер
- Консультация
- Тестопластика. Программа дополнительного образования
- Адамгершілік – адамның рухани арқауы
- Ритмика в жизни дошкольников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 15207 пользователей.
Отзывы