Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Возможности использования современных технологий учителем - логопедом в развитии речи у детей с ТНР

Содержит презентацию Включает методическую разработку

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

- традиционные технологии;

- игровые технологии;

- метод проектов;

- обучение в сотрудничестве;

- дифференцированный подход в обучении;

тестовые технологии;

информационные технологии.

Традиционные технологии- технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала

 

Игровые технологии.

Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педаг8ога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра- творчество, игра- труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале ХХ века. Но суть его остаётся прежней - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

 

Метод обучения в сотрудничестве - метод, основанный на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. При этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.

В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания,взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое

обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные

методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования

в обучении

игровых методов: ролевых, деловых

и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение

в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровье

сберегающие

технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Произошли глубокие изменения в личности детей.

Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление.

Академик Д. И. Фельдштейн в своем выступлении на 15 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблеме преемственности в образовании, отмечал, что проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро:

  • Идет отстранение мира взрослых от мира детей.
  • Дети находятся в потоке огромного знаниевого процесса (получение знаний извне. Взрослый больше не является источником знаний.
  • Взрослые не отмечают ценность периода детства
  • Усилились городские связи. Продолжается процесс урбанизации.
  • В 90-е годы 26 млн. детей проживало в городе, сейчас – 40 млн.
  • Как результат в среде детей процветают грубость, жестокость, цинизм.
  • У многих детей комплексы, неуверенность в себе.
  • Произошли глубокие изменения в личности детей. Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление.
  • Неравный доступ к образованию.
  • Дети ярко демонстрируют свои асоциальные взгляды (движения эмо, готы и т. п.)
  • Резко снизилась когнитивность мышления.
  • Снизилось развитие познавательной сферы (произошло снижение умения планировать, удерживать в памяти план действий снижение на 90%
  • У современных детей резко снижена любознательность.
  • Не развита мелкая моторика, снижен фонематический слух.
  • Страдает социально-личностное развитие (дети не умеют контактировать со сверстниками, не развита эмоциональная сфера, дети не умеют выражать свои чувства)
  • Дети зависимы от телевизора, компьютера. У современных детей развито так называемое клиповое мышление.
  • Идет регрессивное изменение коры головного мозга
  • Снижение мышечной массы тела.
  • Проблемное течение психического развития. (20% детей с ММД. Половина детей с пограничным состоянием. Нарушения психики у 26% детей)
  • Сдвинулись сроки кризисов с 6-7 лет до 7-8лет;
  • Выросло количество одаренных детей
  • У детей преобладает ориентация на получение знаний, выросло значение здорового образа жизни. Однако значение нравственности стоит у детей на последнем месте.
  • Выросло Q до 115 баллов.

Однако большинство педагогов продолжают работать по-старому, относясь к детям также как и прежде. В воспитательно-образовательном процессе необходимо ориентироваться на те изменения, которые происходят в современном детстве.

Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, интенсифицирующая развитие детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях.

Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.

 

Сущность объяснительно-иллюстративной технологии.

Это педагогика принуждения, подавления внутренней свободы ребенка. При реализации данной технологии педагог находится над ребенком. Он единственный источник знаний. Он знает все, ребенок должен внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы. Данная система была предложена Я. А. Коменским еще в 15 веке.

Дети при реализации данной технологии оказываются в роли слушателей

Педагог реализует три основные функции:

- информирующую; (изложение готовой информации с привлечением иллюстративного материала)

- контролирующую: (непрерывное наблюдение за усвоением преподносимого материала)

-оценивающую (фиксация процесса усвоения полученной информации)

При деятельностно-практическом способе обучения меняются позиции обучаемого и обучающего, они постоянно взаимодействуют.

Основные функции педагога:

- создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность

- создание общего позитивного эмоционального фона (это интересно узнать)

-совместное подведение результата проведенной работы

* объяснительно-иллюстративная технология:

Педагог все знает. Он передает знания детям.

«Ребенок – пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями».

Задействована в основном механическая память.

Прямолинейное воздействие вызывает негативную реакцию детей.

*Современные образовательные технологии:

Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.

«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь»

*Проблемно-диалогическая технология

основана на развитии у ребенка восприятия, мышления.

Занятия строятся на основе познавательно-поисковой деятельности.

Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.

Затем выстраивается цепочка вопросов и  заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов:

  • вопросы на установление сходства и различия (Чем отличаются еж и елка?Чем отличаются животные от растений?)
  • вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему?Что будет если?)
  • вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь-это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком?)
  • вопросы, в которых, сталкиваются противоречия (может ли быть вода твердой?)
  • проблемная ситуация (на улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть?)
  • вопросы-шутки (На каком дереве сидит ворона во время дождя?)
  • риторические вопросы (Почему белку назвали белкой?Она же вовсе не белая?)
  • вопросы на сравнение несоотносимых предметов (чем похожи кнопка и телевизор?)
  • вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?)

 

Условия проведения занятий поискового характера.

-создание для каждого ребенка ситуации успеха

- проведение элементарных опытов

-ответы жестами и мимикой. Ответы шепотом (на ухо педагогу)

-работа по индивидуальным карточкам

-работа в парах (учитель-ученик)

-проверка задания друг у друга

-поиск ошибок у педагога

-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета»

-«логический фиксатор» (выделение узловых моментов занятия)

-задания на время

-модуляции голосом педагога

Начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания

Обязательно говорить о предстоящей перспективе

Проведение анализа занятия

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?
  • Что вам показалось трудным?
  • Что интересного вы узнали?
  • Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?
  • О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?

По данным Штерна в области речевого развития дошкольников определяют приблизительные показатели развития словаря у детей: к полутора годам – 100 слов, к двум годам 200 – 400, к трём годам – 1000 – 1100 слов, к четырём годам количество слов доходит до 2000. В пять лет – до 2500 слов, а в шесть-семь лет до 4000 слов. Словарный запас у детей пополняется путём изучения окружающих их предметов и явлений, в повседневной жизни, в природе. Новое слово они могут употребить только тогда, когда наглядно, опытным путём устанавливают тесную связь между новым словом и предметом (или свойством).

      В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимает очень большое место и это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка.

      Работа над словарём ребёнка должна идти в тесной связи с развитием его мышления, наглядных представлений. На этой основе уместно давать новые значения слов и уточнять уже знакомые. Слова, не имеющие под собой «живого» представления – пустые слова. При наличии активного словаря ребёнок легче овладеет образной, связной речью.   

     Словарный запас –  это тот объём слов, которым  пользуется ребенок в процессе общения, обучения, игр.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение.  Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.  Эффективным средством для пополнения и активизации словарного являются  так же словесные игры.

 

              Развитие и обогащение словаря у дошкольников.

  Обогащение активного словаря у дошкольников - это одна из задач  образовательной области «Речевое развитие».

Задачи речевого развития детей по ФГОС

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и моноло­гической речи, а также речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как пред­посылки обучения грамоте.

 Развитие словаря-  это  освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией,  в которой происходит общение.                      

Принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами.

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.

В-третьих, активизация словаря.

В-четвёртых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Усложнение задач по возрастным группам

 

Реализация основных направлений работы по развитию словаря  детей

 

 

Методы

Приемы

Технологии

Наглядные:

· Непосредственное наблюдение и его разновидности

· Опосредованное наблюдение

· Метод наглядного моделирования

Словесные:

· Чтение и рассказывание художественных произведений

· Заучивание наизусть

· Пересказ

· Обобщающая беседа

· Рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические:

· Дидактические игры

· Игры – драматизации

· Инсценировки

· Дидактические упражнения

· Пластические этюды

· Хороводные игры

· Планшеты

Наглядные:

·        показ  и рассматривание картин,  игрушки

·        просмотр кинофильмов и слайдов

·        действия по выбору или по замыслу

 

Приемы наглядного моделирования:

·        Пиктограммы

·        Мнемотаблицы (Ефименкова Л.Н.)

·        Предметно-схематические модели (Ткаченко Т.А)

·        Методика «коллаж» (Т.В.Большева)

 Словесные:

·        Речевой образец

·        Объяснение

·        Повторение

·        Словесное  упражнение

(параллельно-пофразное

 высказывание, договаривание)

·        Оценка детской речи

·        Вопрос

 

Здоровьесберегающая

технология:

·        физминутки

·        пальчиковая гимнастика

·        комплексы точечного самомассажа

 

Интерактивные

 

Информационные

 

 

 

 

 Обращаем ваше внимание на технологию обогащения словаря детей дошкольников

Технология обогащения лексического запаса (ТОЛЗ) – это  использование различных дидактических средств  с целью расширения  словарного запаса дошкольника за счет лексики семантическими полями слов разных видов словарей (природоведческого, бытового, обществоведческого и др.);  на основе разнообразных отношений (часть-целое, видовых отношений, отношений по функциональному признаку, словообразования, состояния, действий).

 Цель  - проектирование психолого-педагогической работы по обогащению лексического запаса детей семантическими полями слов в процессе освоения отношений между словами в семантическом поле, сгруппированными вокруг центральной единицы – «доминанты», которая своими значениями пронизывает все другие слова, входящие в это поле.

 

    Задачи:

  1. Способствовать обогащению лексики ребёнка (расширение лексического запаса).
  2. Способствовать овладению ребёнком смысловой стороной слова.
  3. Развивать у ребёнка умение использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом высказывания.
  4. Формировать у ребёнка умение семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
  5. Способствовать развитию у ребёнка словесно-логического мышления.

 

 Поэтапное выполнение ребёнком действий, способствующее обогащению его лексики, может быть осуществлено в разных моделях организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

Этапы реализации технологии обогащения

лексического запаса детей дошкольного возраста

Этапы технологии

1.Этап ознакомления

Цель: знакомство со словом – доминантой и его понятийным содержанием (значением) – ДЕРЕВО

2.Этап ориентации – осмысления

Цель: знакомство с семантическим полем доминанты (ДЕРЕВО – берёза, дуб, клён, пальма, сосна …)

3.Этап организации

Цель: моделирование семантического поля. Детям предлагают составить семантические поля на основе разных видов отношений доминанты:

1). Часть – целое; семантическое поле – ДЕРЕВО – ветка, ствол, крона, корень.

2). Многозначность – ДЕРЕВО – дерево жизни, генеалогическое древо, древо познания

4.Этап применения

Цель: овладение смысловой стороной слова – доминанты. Например: объяснить смысл пословиц, загадок: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, а зимой согревает».

 

 

 

 

Информационная технология – это использование интерактивной доски, приставки, мультимедийного оборудования, компьютеров и прочих информационных средств для повышения эффективности образовательного процесса (с учетом возрастных особенностей и СанПиН).

Преимущества работы с интерактивной доской:

  • Усиливает подачу материала.
  • Делает занятия интересными и увлекательными для детей и педагога благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
  • Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения с детьми.
  • Дети начинают работать более творчески и становятся увереннее в себе.
  • Использование интерактивной технологии в работе с интерактивной доской (в парах, тройками, в малых группах, по цепочке).

 

 

 

 

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать материал (1.08 MB)
Автор:
учитель-логопед, д/с № 171 "Крепыш"
Соавтор: Карушкина Алёна Александровна
учитель-логопед, д/с № 171 "Крепыш"
Дата публикации: 01.02.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сарбаева Е. А. Возможности использования современных технологий учителем - логопедом в развитии речи у детей с ТНР // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/67127-vozmozhnosti-ispolzovaniya-sovremennykh-tekhnologij-uchitelem-logopedom-v-razvitii-rechi-u-detej-s-tnr (дата обращения: 22.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Скачать сертификат соавтора
  Скачать рецензию на работу