Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» 

Театр есть искусство отражать.

К. Станиславский

В современном мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Поэтому нужны люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, то есть – креативно.

Креативность это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей. Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.  В последние годы детский сад стал учреждением с программой развития, контрактами и даже конкуренцией, в этих условиях особую важность приобретают наши человеческие качества - доброта, терпеливость, порядочность. Не секрет, что современные родители в водовороте ежедневных дел, порой забывают о душевном тепле, так необходимом их дочерям и сыновьям. А я, воспитатель и обязана согревать детей своим теплом. Понимаю, что жизнь не стоит на месте, можно утонуть в море информации, поэтому стараюсь осваивать новые методы, приемы и технологии, ведь только от меня зависит, чему я научу своих воспитанников.

Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл педагогической диагностики вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. В связи с этим, в разработанный план работы студии «Золотой ключик» включены игры упражнения по развитию у детей интонационной выразительности речи на материале сказок, которые воздействуют на эмоции и легко запоминаются. Сказка содержит много диалогов, рифмовок, различный ритмический рисунок, легко запоминается, поэтому может легко воспроизводиться детьми, что позволяет усиленно работать над интонацией. Научившись воплощать сказочные ситуации в голосовые образы, дети научатся адекватно реагировать на интонации других людей, что не только обогатит их внутренний мир, но и будет способствовать социализации и успешной интеграции в мире людей.

Краткое изложение работы студии покажет предлагаемая схема:

Модель развития речевой активности дошкольников

 

 

ПРАЗДНИКИ                        РАЗВЛЕЧЕНИЯ                        СПЕКТАКЛИ

 

Программу дополнительного образования студии «Золотой ключик» разработала на основе работ современных педагогов: Сорокиной  Н. «Театр, творчество,  дети», М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н.Дороновой «Играем в театр». В этом контексте мной рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, конспекты занятий.

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе.

 Театр в жизни дошкольников

Театр – это одно из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии и речи;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Один из способов повышения речевой активности детей посредством театрализованной деятельности является создание вокруг них предметно-развивающей среды. Поэтому в группе выделена отдельная «зона», которая содержит атрибуты театральных игр.

В театральном уголке размещаются разные виды театра (бибабо, настольный, марионеточный, пальчиковый, на фланелеграфе и др.), а также реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей – наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы или их элементы, маски. Создание подобной зоны театрализованной деятельности предполагает соблюдение некоторых принципов, например, возрастную адресованность оборудования и материала.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях детей расширяет их кругозор, создает обстановку, требующую вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др.

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр.

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет некоторую роль. В виде, например, указательного жеста он часто дополняет ссылкой на ситуацию то, что не досказано или однозначно не определено в контексте звуковой речи; в виде выразительного жеста он может придать особую экспрессию слову или даже внести в смысловое содержание звуковой речи новый оттенок.

Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге с взрослым.

Таким образом, и в звуковой речи имеется некоторая взаимосвязь и взаимодополнение звука и жеста, смыслового контекста звуковой речи и более или менее наглядной и выразительной ситуации, в которую нас вводит жест; слово и ситуация в ней обычно дополняют друг друга, образуя как бы единое целое. Это и определило выбор представленной темы.

МБДОУ «Детский сад №18 «Журавлик»

Тюменева М.И., воспитатель

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 18"
Дата публикации: 17.03.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Тюменева М. И. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/82141-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-kreativnoj-lichnosti-rebenka (дата обращения: 22.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию