Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога ДОУ
Одной из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей является педагог. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным - значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и учеников. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. Уровень образования современных детей в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования педагога. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик.
Проблема самообразования как развитие успешной личности всегда была актуальной.
Актуальность самообразования для педагога обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к занятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, он сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция педагога, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
-осуществляется добровольно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогу предлагается широкий спектр услуг повышения квалификации (курсы повышения квалификации: дистанционные, с выездом, на местах; обучающие и практические семинары; деятельность в рамках эксперимента; работа в методических объединениях и творческих группах). Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагога – это самообразование.
В настоящее время разработан целый ряд методик и диагностик, позволяющих определить потребности в самообразовании, оценить способности к саморазвитию и самообразованию, для оценки творческого потенциала личности и т. д. В книге В. И.Андреева «Педагогика: курс творческого саморазвития» представлены различные методики.
Мотивация педагогов к самообразованию начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Следствием такой работы является выбор педагогом для себя метода повышения квалификации. Это может быть индивидуальный образовательный маршрут или педагогический проект, в ходе работы над которым разрабатывается система действий педагога по реализации конкретной педагогической задачи.
Я работаю руководителем дошкольного образовательного учреждения. С целью организации методической работы педагогов, в начале учебного года провела небольшое исследование уровня профессиональной готовности воспитателей к творчеству и самообразованию. Проведя методику «Выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки» В. П. Симонова [6, с. 39–41], оказалось, что все педагоги, даже только начинающие педагогическую деятельность, объективно оценивают свои положительные профессиональные качества, отчетливо видят свои недостатки, не занижая при этом отрицательные качества. Использовав диагностику «реализации потребностей в саморазвитии» педагогов [6, с. 76–78], удалось выяснить, что 75% активно реализуют свои потребности в саморазвитии, а остальные, 25% не имеют четко сложившейся системы саморазвития. Необходимо отметить, что не нашлось ни одного педагога, который бы находился в стадии остановившегося саморазвития. Оценив «способности к саморазвитию, самообразованию» [6, с. 78–81] по методике, описанной в книге В. И. Андреева «Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития», были получены следующие результаты:
методика оценки «уровня творческого потенциала личности» [6, с. 82–84] показала, что 64% педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала личности, у 18% воспитателей уровень потенциала — выше среднего и 18% (2 педагога) получили очень высокий уровень творческого потенциала.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что творческий потенциал и способности педагогов позволяют составить индивидуальный план самообразования для каждого педагога.
Конечно, четкую схему или план самообразования может составить для себя только сам педагог, учитывая свои индивидуальные способности, занятость и другие факторы. Но для того, чтобы понять с чего начать, необходимо определить цели и выработать мотивацию, после чего важно решить, с помощью каких средств человек будет заниматься самообразованием. Много лет назад самообразование было практически невозможным, поскольку не было такого разнообразия выбора форм, методов и способов обучения. С ростом информационных компьютерных технологий особенно возрастает и упрощается возможность самообразования. Существуют следующие источники самообразования:
- Телевидение;
- Газеты, журналы;
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- Интернет;
- Видео, аудио информация на различных носителях;
- Семинары и конференции;
- Мастер-классы;
- Мероприятия по обмену опытом;
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- Курсы повышения квалификации;
Все эти источники могут способствовать как личностному росту, так и профессиональному, либо и тому и другому. Итак, суть самообразования заключается в самостоятельном добывании знаний из различных источников, использовании этих знаний в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
С целью повышения компетентности и профессиональных качеств педагогов, были подобраны, а затем и использованы в практической деятельности, разнообразные формы методической работы (традиционные и нетрадиционные):
- Педагогические советы;
- Круглые столы;
- Деловые игры;
- Дискуссионные клубы;
- Встречи за круглым столом;
- Мозговой штурм;
- Консультации (индивидуальные и групповые);
- Анализ – беседы.
Педагогический тренинг - позволяет анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества. В работу тренинга включается не только воспитатели, но и все специалисты ДОУ, что положительно сказывается на результативности педагогического процесса.
Обучающие семинары – являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется теоретической подготовки педагогов. Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
В дошкольном учреждении функционирует творческая гостиная «Современный педагог» для молодых и опытных педагогов, которая способствует осознанию своего личностного «Я», раскрытию профессионального мастерства педагогов, проявлению творчества, сплочению коллектива единомышленников, созданию благоприятного микроклимата в коллективе.
Периодичность проведения мероприятий регулируется циклограммой годового плана работы ДОУ, программно-целевым графиком контроля.
Я стараюсь сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на республиканском уровне. Педагоги МДОУ принимают участие в городских и республиканских конкурсах и фестивалях о чем свидетельствуют грамоты и дипломы.
Анализируя свою педагогическую деятельность в области профессиональной компетенции педагогов я пришла к выводу, что применение всех выше перечисленных форм и методов работы, конечно же эффективно, но чтобы добиться, наиболее высоких результатов, необходима правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Как организовать методическую работу в ДОУ по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?
Эти проблемные вопросы и подтолкнули нас к созданию проекта «Современный воспитатель».
Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
Умение ставить цели, задачи, планировать работу;
Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой; (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.);
Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др;
Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;
Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.
Срок реализации проектных мероприятий: учебный год
Пути решения поставленных задач:
Создать условия для самообразования педагогов:
Постоянное приобретение методической литературы;
Увеличение числа подписных изданий;
Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских методических объединений (мастер - классы, методические семинары, фестивали передового педагогического опыта и др.),
Составить перспективный план контроля и проектных мероприятий.
Таким образом: успех дошкольного учреждения во многом зависит от организации качественного методического сервиса, который занимает особое место в системе работы нашего детского сада, так как, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все его формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога.
В перспективе своей педагогической деятельности планирую разработать программу по самообразованию педагогов нашего ДОУ, что приведёт к повышению профессиональной компетентности воспитателей и росту авторитета нашего дошкольного учреждения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Саинчук А. И. Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога ДОУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/92674-samoobrazovanie-kak-odna-iz-form-povysheniya-professionalnogo-masterstva-pedagoga-dou (дата обращения: 23.12.2024)- Лето красное
- Будь здоров, малыш
- Мои любимые бабушки и дедушки
- Правила дорожного движения
- РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Мой посёлок – моя малая Родина
- Роль сказок в жизни ребенка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2590 пользователей.
Отзывы