Новые возможности конструктивной игровой деятельности с Лего
Консультация для педагогов
«Новые возможности конструктивной игровой деятельности с Лего»
Лего - элементы имеют довольно большие размеры и разнообразны по форме. Основные элементы Лего напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различить числом кнопочек (клипс), специальных прочных приспособлений для скрепления, расположенных вертикально и горизонтально. Например, 2×2 (два в горизонтальном и два в вертикальном рядах), 2×4 и т.д. Эти и другие формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками, окрашены в яркие основные цвета и имеют кнопочки и скрепления с другими элементами. Кроме того наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.
Вариантов скрепления лего - элементов между собой достаточно много. Например, два кирпичика 2×4 можно скрепить между собой 24 способами, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.
К сожалению, использование наборов лего при работе с детьми среднего возраста, особенно родителями, как правило, не имеющими необходимого опыта, ограничивается созданием построек зачастую без предварительного плана и обдумывания важнейших узловых моментов занятия. Это объясняется во многом тем, что создание методической базы использования лего значительно отстает от процесса создания конструкторов как таковых, что не дает использовать все возможности, заложенные в столь мощном инструменте, как Лего.
Лего - конструирование – это вид, моделирующий творческо-продуктивную деятельность. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Диапазон использования лего с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей с нормальным психофизическим развитием, а так же с речевой патологией и умственно отсталых учеников довольно широк. Существует несколько направлений.
Созданные лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Например, два мальчика сооружали постройки из лего. Сначала они сделали поезд, потом — туннель и мост. После этого они начали игру: поезд заезжал в туннель, переезжал через мост и т.д. но самостоятельно этот вид деятельности может развиваться только у старших дошкольников с нормальным психофизическим развитием при соблюдении определенных условий. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, что бы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка среднего возраста.
Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с лего - элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще В.В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из лего, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в развитии, как показывает практика, отличается не сформированностью и требует не только руководства со стороны специального педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Объекты, смоделированные из деталей лего, могут быть еще направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, подарки для мамы на 8 Марта в виде поделок-украшений или игрушки-украшения на елку к Новому году и др.
Созданные постройки из лего можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки так далее, а так же имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У ребенка появляется возможность создать своего колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.
Естественно, что для детей с речевой патологией, а тем более для детей с умственными отклонениями необходима так же квалифицированная помощь специального педагога в овладении не только игрой-театрализацией, но и в создании лего - персонажа. Для этого используются методы показа игрушки (картинки), оказание целенаправленной помощи, беседа. Впоследствии дети с речевой патологией и некоторые дети с умственными отклонениями начинают создавать интересные постройки и декорации, передавая свое отношение к ним. Дети выбирают различные лего - элементы для отдельных частей тела героев, подчеркивая их индивидуальные качества.
Игры-театрализации, со созданными лего - персонажами очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Лего - элементы используются так же в дидактических играх и упражнениях. На основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции.
Применение дидактических упражнений с использованием лего - элементов достаточно эффективно при проведении занятий (уроков) по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т.д. Например, на уроках математики возможно решение задач с помощью лего, использование лего при изучении состава числа, таблицы умножения, графические и математические диктанты, демонстрация ответов при устном счете, изучение геометрического материала, построение логических цепочек.
Для решения одной из очень важных задач начальной школы – развития речи – необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить не о чем-то абстрактном – это ребенку трудно – а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. И материал, из которого ребенок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды.
Лего, именно такой материал. Он действительно универсален: из лего можно и строить города, и создать театральную сцену – и на сцене каждому можно играть свою роль. При этом все, что ребенок строит, создает, конструирует, может быть и описано – как в идее текста, который он потом напишет в тетради или на компьютере, так и виде его собственной звучащей речи, когда он рассказывает, что происходит, или является участником непосредственного действия или действа.
Одна из основных проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается картина: вполне успешно занимаясь на математике математикой, на русском языке русским языком, ученик не может применять имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой жизненной дисциплины. Идея сближения, интеграции перечисленных предметов положена в основу применения лего в учебном процессе.
Еще одно важное направление применения лего – использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной и спонтанной и индивидуальными играми описывается в работах С.Д. Забрамной, Е.М Мастюковой, О.П. Усановой. Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет, быстрее установить контакт между педагогом (дефектологом, воспитателем), детьми и родителями, полнее раскрыть некоторые особенности ребенка (как с нормальным психофизическим развитием, так и с отклонениями в развитии), выявить речевые возможности ребенка, установить уровень его коммуникативности и т.д.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Чащина С. Н. Новые возможности конструктивной игровой деятельности с Лего // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/93747-konsultatsiya-dlya-pedagogov-novye-vozmozhnosti-konstruktivnoj-igrovoj-deyatelnosti-s-lego (дата обращения: 22.11.2024)- Волшебный мир дедушки Корнея
- Организация театрализованной деятельности в ДОО
- Путешествие в страну музыкальных инструментов
- История Завьяловского района
- Отчет по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
- Учите детей любить книгу
- Великая Отечественная война 1941–1945 гг
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5042 пользователя.
Отзывы