Игры для развития речевого творчества у детей с ТНР
Игры для развития речевого творчества
«Кто больше заметит небылиц?»
Задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, логопед объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения логопед спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, логопед говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз. Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, логопед должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. Наборы серийных картинок для выкладывания
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Логопед напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) логопед кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал. План описания предмета Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
«Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку.
Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Фотограф»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Составь два рассказа»
Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.
Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Поиск пропавших деталей»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
Игры с использованием нестандартного оборудования
«Прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать лексико-грамматическую сторону речи, связную речь.
Ход игры: 1вариант
Попросить детей разобрать карточки на группы, используя один признак (предметы, животные, птицы, овощи и тд). Дополнить недостающие детали прищепками. Закончить упражнение фразой: «Я взял(а) овощи и доделал (а) у морковки ботву и у репки ботву», «Я взял(а) животных и доделала у лошадки ноги, хвост, у зайца – лапы» и тд.
2 вариант
Попросить детей найти карточки, схожие по количеству недостающих деталей. Закончить упражнение фразой: «У птички нет хвоста и лап и у лошади нет ног и хвоста, у рыбки нет плавников и хвоста», «У солнышка нет лучей и у цветка нет лепестков» и тд.
- вариант
Попросить детей разложить карточки по порядку недостающих деталей. Закончить упражнение фразой: « У дома нет одной трубы, у зайца нет двух лап, у самолета нет двух крыльев и одного хвоста, у муравья нет двух лапок и двух усиков и тд».
- вариант
Логопед раздает по 3 карточки детям, дети доделывают недостающие детали прищепками. Закончить упражнение рассказом, используя словосочетания: «Признак предмета (не менее трех), что делает или что с ним можно делать», для подготовительной группы - связать все три карточки в один рассказ.
«Платочки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, ловкость, внимание, развивать творческое воображение. Формировать математические представления; целое, половина, четверть, квадрат, треугольник, прямоугольник. Обогащать словарный запас дошкольников.
Ход игры:
Детям раздаются платочки и в стихотворной форме, логопед призывает повторять движения с платочком за ним. Дети выполняют упражнения.
1.« Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим. Два – поймаем.
Три – уроним
И …сломаем».
2.« Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы с тобой играть.
Развалился? Не беда!
В жгутик сложим без труда!
И на пальчик завернем
Вот колечко получили. Если снимем то колечко
И подставим к глазу смело
Видим там соседа слева
Видим там соседа справа
Руку дай соседу смело!»
- « Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки,
А потом, а потом с ними танцевать пойдем.
Припев: Ах, какой, ах какой, ах какой платочек мой (2 раза)
Мы платочки поднимаем, на головку опускаем.
Полюбуйтесь-ка на нас, как красивы мы сейчас.
Припев:
Мы платочки положили, пополам его сложили.
А теперь еще свернем, будет как квадратик он.
Припев:
Взялись мы за уголочки, спрячемся-ка за платочки.
А потом, а потом, всех ребяток мы найдем!
Припев:…».
«Палочки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, повышать общий тонус, снижать психоэмоциональное напряжение, координировать движения пальцев рук.
Ход игры:
1вариант
Выполнять различные тактильные упражнения с палочкой за логопедом: прокат между ладонями, обведение кисти рук по контуру, рисование различных линий, узоров, предметов на ладошке (правой и левой рукой).
2 вариант
Рисование букв на спине ребенка (игра на узнавание), ребенок должен произнести букву и найти карточку с буквой. Затем можно рисовать на спине рядом сидящего ребенка, т е друг другу.
3вариант
Инструкция: «Палочка находится между ладонями»
Поиграем, покатаем (3 раза)
В молоточек превращаем (тук-тук)
Поиграем, покатаем (3 раза)
И в моторчик превращаем (крутить перед собой д-д-д-д)
Поиграем, покатаем (3 раза)
В вертолетик превращаем (над головой ж-ж-ж)
Поиграем, покатаем (3 раза)
И в качельку превращаем (пальчики садятся на качельку)
Поиграем, покатаем (3 раза)
Быстро в мостик превращаем (соединить палочки с соседями)
Поиграем, покатаем (3 раза)
И колбаску превращаем (катать палочку на коленках и на одном колене)
Поиграем, покатаем (3 раза)
И в градусник мы превращаем (поставить палочку под подмышку, проверить «температуру»)
Поиграем, покатаем (3 раза)
И в ладошечку кладем (все кладут логопеду в ладошки).
Игры с мячиком-прыгуном
Задача: развитие мелкой моторики, повышение общего тонуса, снижение психоэмоционального напряжения, координация движений пальцев рук.
Перекатывание мяча из руки в руку, прокатывание по мячу всех пальцев от основания до кончика и обратно (сначала по одной руке, затем две руки одновременно).
«Два козленка»
Ход игры
Мяч берем кончиками одноименных пальцев правой и левой руки, совершаем вращательные движения со словами: «Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали».
Игры с декоративным грунтом
Задача: развитие мелкой моторики, закрепление навыка изучения предмета на ощупь, навыка сравнения по разным характеристиками, умение выразить свои ощущения словами. Закрепление зрительного образа фигур, букв, цифр. Развивать умение видеть закономерность, продолжить ее либо выстроить свою.
Ход игры
Сначала дети рассматривают разные «цветные камушки», сравнивают их. Затем выкладывают из них различные фигуры, буквы, цифры. Продолжают начатый ряд либо придумывают свою закономерность.
Игры с резиночками для волос
Задача: развитие мелкой моторики, перцептивной чувствительности. Развитие умения действовать по образцу.
Ход игры
Перед ребенком лежат резиночки для волос разных цветов и карточки. Нужно надеть на пальцы одной руки другой рукой резиночки в определенной комбинации, соответствующей рисунку на карточке.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лаптева О. Ю. Игры для развития речевого творчества у детей с ТНР // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/95380-igry-dlya-razvitiya-rechevogo-tvorchestva-u-detej-s-tnr (дата обращения: 13.11.2024)- Сегодня — дошколята, завтра — школьники
- Детские шалости с огнем и их последствия
- Традиции казаков села Сакмара
- Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников
- Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
- Карандашница
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА