Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Экологическое воспитание через формирование элементарных математических представлений дошкольников

Экологическое воспитание через формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Время, в котором мы живем, выдвинуло на первый план проблемы экологии. Ни одно из направлений воспитания, образования, даже дошкольного, не обходит их стороной.

Формирование элементарных математических представлений естественным образом интегрируется с вопросами экологии. Занимаясь с детьми математикой, я использую пословицы, загадки, физкультминутки, развивающие упражнения и логические задания на экологические темы. К примеру, перед детьми карточки с изображением различных представителей животного мира, причем карточки вызывают дополнительный интерес у детей, т.к. животных узнать не так просто, художник – сказочник их принарядил. И все же узнаны были и еж, и лиса, и петух, и поросенок, и лягушонок, а вот изображение совы поставило детей в тупик. Поэтому именно на непосредственной образовательной деятельности по математике дети, впервые узнали о существовании такой птицы, как сова, об особенностях ее внешнего облика, поведения. А затем уже детям  предлагаю задания из области математики, каких. животных на карточках меньше всего (сколько?), каких больше всего (сколько?), каких поровну (поскольку?) кого больше ежей или лисичек и т.д.

В разделе «Ориентировка во времени» детей знакомлю с динамизмом некоторых понятий: части суток, времена года, дни недели, месяцы. Ребята не только запоминают легче их названия, последовательность, признаки, но и решают проблемные задачи.  

При знакомстве детей с темой «Части суток» рассказываю детям рассказ  В. Бианки «Муравьишка», дети узнают, что как только наступает ночь, муравьиный домик закрывается, а рано утром, когда взойдет солнце, муравейник открывается.

Вводя маленьких детей в мир математики, я считаю важно показать им присутствие чисел в мире природы, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Знакомя дошкольников с числами, я стараюсь их найти в мире природы. Например, при  знакомстве с цифрой два к детям прилетает воробей. «Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не рабой! Кто это?» (Воробей). Дети считают у воробья крылья, рассматривают его внешний вид, вспоминают, какие птицы  прилетают к ним участок. При знакомстве с образованием. числа четыре к детям прилетает бабочка, они ее рассматривают, отмечают, что у бабочки четыре крыла, эти крылышки очень нежные. И если бабочку поймать, то можно повредить крылышки, и она погибнет. Вспоминаем правила поведения в природе. Знакомя детей с числом шесть, к ним в гости приходят  насекомые, дети рассматривают их, считают им лапки.

Я использую таблицы, помогающие детям овладеть навыком счета предметов по разному расположенных ( по кругу, квадрату, треугольнику) составлены из изображений животных, растений, поэтому, кроме закрепления навыков счета, выполняются задания по выявлению подмножества (насекомых, птиц, зверей, домашних животных, цветов, ягод, фруктов, овощей, деревьев и т.д.).

В качестве раздаточного счетного материала чаще всего беру карточки, с изображением различного количества представителей животного и растительного мира.  Параллельно с выполнением  математических заданий слежу, чтобы каждый предмет назывался правильно, согласовывался род, число, падеж, о некоторых представителях животного и растительного мира сообщаю детям дополнительные интересные сведения, приучаю бережно относиться к природе.

Дошкольникам старшего возраста предлагаю задания с различными ортогональными квадратами. Немалый интерес у детей вызывают задания, где надо выяснить, какой листик улетел (при этом определяется с какого дерева был этот лист ( по его форме), какого он был цвета (отчего меняется раскраска листьев), как он был сориентирован в своей клетке таблицы.

Предлагаю детям полюбоваться осенними красками, прошу их на прогулке собрать букет осенних листьев, затем считаем в каком букете больше листьев, раскладываем их, рассматриваем, отмечаем какие листья узкие какие широкие. Предлагаю детям найти тонкие и толстые стволы деревьев, дети обхватывают их руками, определяю, какие из них толще.

Назову несколько экологических игр, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления. Игра «Кто больше?» дети отвечают на вопросы, находя ответы, и показывают картинку с правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка? Муравей или муха? Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур, из которых дети составляют животных.

Дети очень любят игру головоломку В. Воскобовича «Чудо-цветик». Этот яркий многофункциональный конструктор позволяет создать изображение различных птиц, животных реальных и фантастических, составлять экологические сказки.

Непрерывное экологическое образование способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому. Таким образом, педагогические технологии взаимодействия детей с природой, многоплановы и позволяют преобразовывать с ними систему образования.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель МАДОУ №13
Дата публикации: 20.09.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лутфуллина С. Ф. Экологическое воспитание через формирование элементарных математических представлений дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/97537-ekologicheskoe-vospitanie-cherez-formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij-doshkolnikov (дата обращения: 22.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию