Экологическое воспитание через формирование элементарных математических представлений дошкольников
Экологическое воспитание через формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Время, в котором мы живем, выдвинуло на первый план проблемы экологии. Ни одно из направлений воспитания, образования, даже дошкольного, не обходит их стороной.
Формирование элементарных математических представлений естественным образом интегрируется с вопросами экологии. Занимаясь с детьми математикой, я использую пословицы, загадки, физкультминутки, развивающие упражнения и логические задания на экологические темы. К примеру, перед детьми карточки с изображением различных представителей животного мира, причем карточки вызывают дополнительный интерес у детей, т.к. животных узнать не так просто, художник – сказочник их принарядил. И все же узнаны были и еж, и лиса, и петух, и поросенок, и лягушонок, а вот изображение совы поставило детей в тупик. Поэтому именно на непосредственной образовательной деятельности по математике дети, впервые узнали о существовании такой птицы, как сова, об особенностях ее внешнего облика, поведения. А затем уже детям предлагаю задания из области математики, каких. животных на карточках меньше всего (сколько?), каких больше всего (сколько?), каких поровну (поскольку?) кого больше ежей или лисичек и т.д.
В разделе «Ориентировка во времени» детей знакомлю с динамизмом некоторых понятий: части суток, времена года, дни недели, месяцы. Ребята не только запоминают легче их названия, последовательность, признаки, но и решают проблемные задачи.
При знакомстве детей с темой «Части суток» рассказываю детям рассказ В. Бианки «Муравьишка», дети узнают, что как только наступает ночь, муравьиный домик закрывается, а рано утром, когда взойдет солнце, муравейник открывается.
Вводя маленьких детей в мир математики, я считаю важно показать им присутствие чисел в мире природы, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Знакомя дошкольников с числами, я стараюсь их найти в мире природы. Например, при знакомстве с цифрой два к детям прилетает воробей. «Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не рабой! Кто это?» (Воробей). Дети считают у воробья крылья, рассматривают его внешний вид, вспоминают, какие птицы прилетают к ним участок. При знакомстве с образованием. числа четыре к детям прилетает бабочка, они ее рассматривают, отмечают, что у бабочки четыре крыла, эти крылышки очень нежные. И если бабочку поймать, то можно повредить крылышки, и она погибнет. Вспоминаем правила поведения в природе. Знакомя детей с числом шесть, к ним в гости приходят насекомые, дети рассматривают их, считают им лапки.
Я использую таблицы, помогающие детям овладеть навыком счета предметов по разному расположенных ( по кругу, квадрату, треугольнику) составлены из изображений животных, растений, поэтому, кроме закрепления навыков счета, выполняются задания по выявлению подмножества (насекомых, птиц, зверей, домашних животных, цветов, ягод, фруктов, овощей, деревьев и т.д.).
В качестве раздаточного счетного материала чаще всего беру карточки, с изображением различного количества представителей животного и растительного мира. Параллельно с выполнением математических заданий слежу, чтобы каждый предмет назывался правильно, согласовывался род, число, падеж, о некоторых представителях животного и растительного мира сообщаю детям дополнительные интересные сведения, приучаю бережно относиться к природе.
Дошкольникам старшего возраста предлагаю задания с различными ортогональными квадратами. Немалый интерес у детей вызывают задания, где надо выяснить, какой листик улетел (при этом определяется с какого дерева был этот лист ( по его форме), какого он был цвета (отчего меняется раскраска листьев), как он был сориентирован в своей клетке таблицы.
Предлагаю детям полюбоваться осенними красками, прошу их на прогулке собрать букет осенних листьев, затем считаем в каком букете больше листьев, раскладываем их, рассматриваем, отмечаем какие листья узкие какие широкие. Предлагаю детям найти тонкие и толстые стволы деревьев, дети обхватывают их руками, определяю, какие из них толще.
Назову несколько экологических игр, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления. Игра «Кто больше?» дети отвечают на вопросы, находя ответы, и показывают картинку с правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка? Муравей или муха? Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур, из которых дети составляют животных.
Дети очень любят игру головоломку В. Воскобовича «Чудо-цветик». Этот яркий многофункциональный конструктор позволяет создать изображение различных птиц, животных реальных и фантастических, составлять экологические сказки.
Непрерывное экологическое образование способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому. Таким образом, педагогические технологии взаимодействия детей с природой, многоплановы и позволяют преобразовывать с ними систему образования.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лутфуллина С. Ф. Экологическое воспитание через формирование элементарных математических представлений дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/97537-ekologicheskoe-vospitanie-cherez-formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij-doshkolnikov (дата обращения: 22.12.2024)- Формы работы с родителями дошкольников
- Добро пожаловать в детство
- Театр для всех
- Мы - спортсмены
- Профилактика заикания
- Консультация для родителей по ПДД
- Во саду ли в огороде