Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Традиционные и инновационные приемы постановки свистящих звуков у дошкольников с ЗПР

Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных в настоящее время форм патологии психики ребенка. Как правило, она выявляется в подготовительной группе детского сада или начальной школе. ЗПР - это нарушение темпа развития психической системы ребёнка, выраженное в недостатке общих знаний, незрелости мышления, органическим инфантилизмом.

У детей с ЗПР отмечается большое количество разнообразных нарушений речи. По мнению В.В. Лебединского, психические функции человека опосредованы речью. Речевые отклонения отрицательно сказывается на воображении, восприятии, внимании, памяти, мышлении, что очевидно не позволяет личности развиваться полноценно. Поэтому крайне важно, чтобы ребёнок в уже в раннем возрасте смог использовать всю полноту речевых способностей.

У детей с ЗПР отмечается полиморфные нарушения звукопроизношения. Звукопроизношение представляет собой сложный процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Для нормального звукопроизношения ребёнку недостаточно овладеть системой фонем языка, фонематическим восприятием, иметь достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата.

Так, по данным Е.В.Мальцевой, у 45,1% обнаруживаются различные аномалии артикуляторного аппарата: аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус), укороченная подъязычная связка, толстый массивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое небо, дефекты строения зубного ряда. У большинства старших дошкольников с ЗПР, имеющих нарушения звукопроизношения, отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в подвижности языка. Движения неточны, язык излишне напряжён, поза удерживается с трудом, для переключения от одного движения к другому необходимо несколько попыток.

Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР является недостаточная сформированность фонематического восприятия, проявляющееся как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, ЗПР является крайне распространённой формой отклонения развития ребёнка, выраженная в отставании созревания психической системы от возрастной нормы, выраженная в недостатках восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Одним из наиболее частых недостатков речевого развития являются проблемы в звукопроизношении: чаще смешение, искажение и замены свистящих звуков. Поскольку коррекция звукопроизношения дошкольников с ЗПР осуществляется сложнее и дольше, чем у здоровых сверстников, им необходима специальная логопедическая помощь.

Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР должно вестись в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами, а именно: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Логопеды, в качестве методологической базы используют программы известных отечественных специалистов Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Л.В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», Н.В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет».

И на основе этих документов специально для работы с детьми с ЗПР каждое дошкольное учреждение разрабатывает «Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с ЗПР». В данной программе должны быть максимально подробно описаны цели и задачи, принципы и содержание образовательной, воспитательной и коррекционной работы.

Логопед в своей работе должен учитывать особенности дошкольника с ЗПР: быструю утомляемость, частое переключение внимания, инфантильность. Следовательно, возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

В мировой логопедической практике давно доказана теснейшая взаимосвязь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают силы и точности. Поэтому, развивающую и коррекционную работу с дошкольниками с ЗПР выстраивают в направлении от движения к речи.

Таким образом, помимо традиционных способов коррекции звукопроизношения (подготовка с помощью логопедического массажа и дыхательной гимнастики, и непосредственная постановка звука с помощью комбинации механического способа и способа постановки звука по образцу), в современной практике используют, инновационные приёмы, такие как:

- фонетическая ритмика. По определению Т.В. Волосовец и С.Н. Сазоновой, – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движением рук, ног, головы, корпуса.  

- арт-терапия, по мнению В.В. Морозовой, является ещё одним эффективным методом развития мелкой моторики, то есть лечение с помощью искусства. Детям интересно заниматься творчеством, что позволяет предлагать им к освоению новых способностей.  

- дидактические игры, она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Для постановки и автоматизации свистящих звуков, Л.А. Комарова предлагает использовать игры «Кто дольше?», «Кто больше?», «Научи Петрушку», «Заборчик», «Забиваем гвозди в забор», «Строим дом», «Я рисую», «Подбери слово», «Свистляндия», «Вагоновожатый» «Что с чем», «Назови, кто это или что это?», «Чего не бывает», «Что рисуют дети» и другие.

- Су-Джок терапия. В.М. Акименко и М.М. Кольцова предлагают в процессе занятий по постановке звуков манипулировать Су-Джок массажёрами (шарики, кольца и т.д.).

Мы можем заключить, что современная практика постановки свистящих звуков у детей с ЗПР основана на традиционных методиках классиков логопедической науки, так и инновационных приёмах, способствующих большему вовлечению в коррекционный процесс.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 33" НМР РТ
Дата публикации: 02.10.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Штокало А. В. Традиционные и инновационные приемы постановки свистящих звуков у дошкольников с ЗПР // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/97831-traditsionnye-i-innovatsionnye-priemy-postanovki-svistyashchikh-zvukov-u-doshkolnikov-s-zpr (дата обращения: 22.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию