Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей:
«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – возраст становления личности ребёнка от 3 до 7 лет, ведущая деятельность у которых – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – потребность в общественной значимости и деятельности.
Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и так интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального.
Это возраст, когда игра и жизнь неразделимы настолько, что бывает сложно определить, играет ребенок или нет, потому что он все делает играя.
Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание, что-то делать — бегать, прыгать, играть с игрушками, говорить — переполняет дошкольника.
Это возраст, когда в жизнь ребенка входят сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласие и разногласия постепенно заполняют круг его интересов.
Это возраст, когда каждый день приносит что-то новое. Малыш открывает мир: знакомится с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле.
Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует, чего он хочет. Поэтому впечатления дошкольного детства надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы. Словом, это, наверное, самая счастливая пора детства.
Дошкольное детство приносит радость и взрослым, находящимся рядом с малышом. В этот период ребенок все еще привязан к маме, папе, полностью открыт для них (потом эта очаровательная детская непосредственность, увы, теряется). В то же время, это уже не беспомощный младенец, а достаточно самостоятельный человек со своими желаниями и представлениями. С ним многое можно делать вместе, его можно увлечь играми, рассказами.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных психических процессов, эмоционально-личностной сферы.
Всем известно, что без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие - это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития:
- ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада);
- появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет;
- развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными.
При этом начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.
Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.
В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.
Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.
Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.
Таким образом, эмоции и чувства дошкольника теряют ситуативность; становятся более глубокими по смысловому содержанию; возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства, т.е. у дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Если раньше ребёнок выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Постепенно дошкольники начинают предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Изменения в эмоциональной сфере также связаны и с развитием познавательной сферы, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивают их интеллектуализацию, т.е. они становятся более осознанными, обобщёнными. Так, первые попытки сдерживать свои чувства, например, внешнее их проявление – слёзы – можно заметить у ребёнка в 3-4 года, хотя это ребёнку ещё и трудно удаётся. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Однако, дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляет их действовать импульсивно.
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми!
Хочется отметить, что большую роль в развитии л. ребёнка играет взрослый, который помогает правильно понять то или иное действие по отношению к нему, ту или иную ситуацию, разрешить конфликтные ситуации, решая их методом компромисса. Правильное развитие и воспитание ребёнка - в руках взрослого!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Яничкина О. В. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/97949-konsultatsiya-dlya-roditelej-razvitie-emotsionalnoj-sfery-u-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2024)- Формирование готовности родителей к изменению социального статуса ребёнка
- Мой ребенок непоседа
- ОБЖ в детском саду
- Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
- Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте
- Формирование коммуникативных навыков у детей с трудностями в общении
- Сказкотерапия в ДОУ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1996 пользователей.
Отзывы