конспект урока Национальные игры народов Севера
Национальные игры народов Севера
Народные и национальные игры народов Севера – тот живительный кислород, который необходим для тех, кто позже будет поднимать и преобразовывать свой Север, свою землю, свой очаг, чтобы он не погас.
Национальные игры, собранные детьми Таркосалинской школы-интерната, Пуровского района, - это ступенька к возрождению свой традиций духовной культуры и физического совершенства. Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционное северное ремесло: охота, рыбная ловля, оленеводческое ремесло. В таком направлении и зарождались национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, физического совершенства, но и профессионального мастерства в народном быту северян.
Для школ-интернатов Севера, когда погодные условия не дают возможности выходить на улицу, очень важно знать и те игры, которые можно проводить в вестибюле спального корпуса, в классе. Это порой и забытые игры, и давно потерянные в народе, но так необходимые для работ, для развития их внимания, для развития памяти, мышления, смекалки и других качеств. Это такие игры, как «Запомни название», «Тихое пение», «Запомни предмет», «Найди предмет», «Два сигнала», «Руки на стол» и др.
На протяжении уже многих лет в северных округах России популярными стали спортивные игры народов Севера под названием «Национальные виды спорта Северного многоборья», в которых принимают участие и обучаются в школах-интернатах дети уже со 2-3 классов и продолжают свое совершенство в этом виде уже, будучи взрослыми людьми.
В теплые зимние дни необходимо детям давать возможность играть на улице. Закаливание детей-северян требует на сегодняшний день большой перестроечной программу только по этому направлению. Большая простудная заболеваемость детей говорит сама за себя, - там, где дети большую часть дня проводят в помещении / в классе, спальном корпусе, игровых комнатах и т.д. /, там заболеваемость детей намного увеличивается по сравнению с теми, кто делает наоборот – свежий воздух, лыжные прогулки, катание на санках, катание с детских горок, игры на площадках – вот неполный перечень тех компонентов, необходимых для укрепления здорового детского организма, который сможет не только выжить в таких экстремальных условиях, но и сможет возрождать свои многовековые традиции и в области духовной культуры, и в области традиционной физической культуры/ национальных видов спорта, народных.
«Запомни название»
Играющие садятся в круг парами. Расстояние между ними 2 шага. Организатор предлагает каждому игроку придумать себе название зверя, заселяющего наш Север, или название цветка или другой растительности тундры, тайги. Ведущий спрашивает, кто как себя назвал.
Все внимательно слушают и должны запомнить названия. После этого кто-нибудь из играющих, назначенный водящим, идет на середину круга, а оставшийся без пары должен вызвать себе новую пару, громко называя ее. /Название зверька, растения, цветка и т.д. / Вызванный бежит и садится рядом с вызвавшим на свободное место. Игра идет до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не опоздает вызвать себе пару. Водящий же старается занять свободное место раньше, чем сидящий игрок вызовет себе пару, кто опаздывает вызвать пару, тот идет водить. Можно провести сначала репетицию игры – вызов цветов, занятие свободного места, объяснить ошибки игроков.
Надо следить, чтобы водящий не занимал свободного места, если игрок вызвал к себе на освободившееся место новую пару.
Игра проходит очень оживленно, и чем чаще в нее играют, тем интереснее она становится.
«Тихое пение»
Дети свободно рассаживаются на поляне, у крыльца на площадке. Выбирается водящий, которого удаляют от играющих. В это время организатор прячет какой-нибудь предмет: свисток, ленту, карандаш, или кладет куда-нибудь, а затем все репетируют знакомую песню. После этого вызывают водящего и предлагают ему под общее пение искать спрятанную вещь. Чем ближе он будет подходить к предмету, тем громче будет пение, и чем дальше, тем тише. Когда предмет будет найдет, идет водить кто-нибудь из игроков.
«Два сигнала»
Все играющие разбиваются на две группы и договариваются, что по одному сигналу/ свисток, поднятая рука, флажок и т.д. / должна поднять руку вверх правая группа, а по двум/ два свистка, две руки, два поднятых флажка/ - левая.
Несколько раз надо провести репетицию, причем сигналы передаются неожиданно, а не по очереди: он может дать два сигнала подряд два раза правой группе или левой, а потом чередовать.
Потом игра начинается по-настоящему: за каждую поднятую невпопад руку группа проигрывает очко. В конце игры подсчитывают общую сумму очков. Где будет меньше проигрышных очков, та команда и побеждает.
«Руки на стол»
Играющие делятся на две разные группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: моменту, пуговицу, заколку, резинку – и начинает передавать его из рук в руки под столом. Неожиданно один из играющих другой группы говорит: «Руки на стол!». Тотчас же вся группа, передавшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обязательно должен находиться предмет. Вторая группа должна угадать, у кого он находиться. Если он угадает, то предмет переходит к его группе. Тогда эта группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает, у кого он находиться. Если не угадает, то предмет остается у первой группы и те выигрывают одно очко. Так играют до установленного количества выигрышных очков.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Макаров И. К. Национальные игры народов Севера // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/fizkultura/5-klass/file/102019-natsionalnye-igry-narodov-severa (дата обращения: 22.12.2024)- Кроссовая подготовка
- От игры – к спорту
- Волейбол
- Обучение основным приемам игры в баскетбол
- Ведение мяча с изменением направления
- Обучение технике гимнастических упражнений
- Спортивные девчонки