конспект урока ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ С ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
А.И.Кузнецова,
заместитель директора школы
по учебно – воспитательной работе
МС(к)ОУ VIII вида Копейского
городского округа
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
С ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин «личностно-ориентированное обучение».
В содержание этого термина вкладывают разный смысл. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних, слабых). Другие связывают его с инновационными процессами в образовании. Так каковы же позиции личностно-ориентированного обучения? Эти позиции таковы:
- Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
- Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу.
- Критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта.
- Совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования.
- Традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе значимыми становятся только те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика.
- Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем, воспитателем с учетом цели развития каждого ученика, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельств.
Следует отметить, что в настоящее время личностно-ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно-ориентированной педагогики.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция и форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, такие уроки также нужны, а выявлению опыта учеником по отношению к излагаемому учителем материалу.
Вот фрагменты урока математики личностно-ориентированного обучения. Учитель знакомит учащихся с основными геометрическими понятиями: форма, фигура, поверхность и др. Эти слова используются не только в математике, задолго до употребления их в геометрии ученики пользуются ими в житейской практике, закрепляя за ними определенное содержание. Поэтому прежде, чем дать определение этих понятий, принятых в математике, учителю следует выявить, что понимают над этими терминами ученики. Для этого организуется свободная эвристического беседа, стимулирующая учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу того, как они могли бы содержательно определить эти термины. В их ответах раскрываются индивидуальные контексты (смыслы), которые использует учитель, чтобы ненавязчиво перевести их в специфически математическое содержание. Меняется содержание вводимого материала. Так выясняется, что мнения может быть прямой и кривой. Первая составляет основу для образования множества геометрических фигур, различающихся формой, величиной, пространственной размеренностью на плоскости и в пространстве. Вторая линия (кривая)-основа для образования фигур округлой формы (окружность, круг, шар), тоже различающихся величиной, положением на плоскости или в пространстве. Таким образом, еще до систематического изучения геометрического материала, где вводятся строгие математические определения прямой, определения прямой, отрезка, угла и тому подобное, учитель беседует с учениками выясняя, какие у них уже имеются представления о линии. Ученики осмысливают свой прошлый опыт работы с разнообразными линиями, который у них имеется при обучении письму, рисованию, написанию цифр, знаков и т.д.Этоподготавливает их к восприятию математических понятий.
Подобные уроки можно проводить по всем учебным предметам, выделяя для анализа такие понятия, которые наполняются разным содержанием в зависимости от того, с позиций какого учебного предмета они будут рассматриваться.
Конечно, работа на уроке с субъективным опытом учащегося требует от учителя специальной подготовки, не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.
В этих условиях меняется и режиссура урока. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Учитель постоянно обращается к классу с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойство могли бы выделить, назвать, перечислить, где они, по вашему мнению, могут быть использованы, с какими из них вы уже встречались и тому подобное. В ходе такой беседы нет правильных, неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые учитель затем начинает их отрабатывать с позиции своего учебного предмета. Такая работа может проводиться только на уроке, где задан контекст и содержание беседы, но их передача организуется как встреча различного понимания этого содержания, носителем которого является не только учитель, но сами ученики.
Именно такой урок называется личностно-ориентированным. В ходе его учитель не просто ласков и внимателен к детям, а вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено», а становится личностнозначимым.
Цель-создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средство достижения учителем этой цели:
- Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе школы;
- Стимулирование учащихся в высказываниях, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить направленный ответ;
- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимый для него вид и форму учебного содержания.
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- Поощрение стремления ученика;
- Создание педагогических ситуаций, общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.
И, наконец, критерии эффективности проведения урока:
- Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- Использование проблемных творческих заданий;
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали, но и того, что понравилось, не понравилось и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал.
- Отметка, выставленная ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
- При задании на дому называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется как следует организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Решение:
- 1. Доклад принять за основу.
- 2. При планировании урока учитель должен использовать основные критерии эффективности личностно-ориентированного обучения, а именно:
- использовании проблемных творческих заданий;
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали, но и того, что понравилось, не понравилось и почему, что бы хотелось выполнить еще раз;
- отметка, выставленная ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
- при задании на дому называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется как следует организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кузнецова А. И. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ С ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/matem/1-klass/file/58115-deyatelnost-uchitelya-na-uroke-s-lichnostno-orientirovannoj-napravlennostyu (дата обращения: 22.12.2024)- Вычитание из числа 10. Состав числа
- Школа Морозиков
- Проценты
- Решение задач
- Число 4. Цифра 4
- Страна Измеряндия
- Развитие графического мышления на уроках математики
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8730 пользователей.
Отзывы