Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Активные формы работы на уроках математики

Методическая разработка по теме «Активные формы работы на уроках математики».

Выполняла: преподаватель
математики Малинова Е, П

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Вводная часть................................................2
2. Основная часть...............................................
Урок зачет....................................................3-4
Урок консультация.........................................5-6
Дидактические игры.......................................7-8
Практическая работа.....................................9-11
Бит-урок......................................................12
3. Список литературы.........................................13

-1-
.Школьный курс математики приобретает всё более важную роль в системе образовательной подготовки учащихся, формирование у них диалектико-материалистического мировоззрения и готовности к активному участию в сфере материального производства. В настоящее время математические методы интенсивно проникают, в самые различные отросли производства, экономики, техники.
Основной формой работы является урок, и чтобы он был продуктивен, интересен для учащихся наряду со стандартными методами работы на уроках можно, использовать нестандартные активные формы и методы работы. Такие, например как: уроки-зачеты, уроки обучающих задач, уроки-КВН, уроки-консультации, уроки анализа контрольной работы.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного
процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к
индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» «Нет»

-2-
Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет».
Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся. Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащихся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.

-3- Уроки-зачеты. Например, уроки геометрии. Здесь можно проводить зачеты, как по основным темам, так и при подготовке к экзаменам. Остановлюсь на зачете на 1 курсе по теме "Многогранники". Учащимся заранее сообщаются вопросы теоретические, перечень типовых задач по теме данной, которые они должны уметь решать, с учетом требований об основных умениях и навыках к данной теме. К зачёту готовятся карточки, включающие два вопроса: теоретический и практическая-задача. Карточки составляются для учащихся дифференцировано. В каждой группе выделяются три группы учащихся.
1группа. В основном владеют минимум знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходных ситуациях. С трудом могут воспроизвести текст учебника, решить стандартные задачи. Не обладает навыками рационального решения задач.
2 группа. Владеют хорошими и прочными знаниями по ранее изученному материалу. Знают основные методы решения задач, справляются с решением задач пройденного курса, но испытывают затруднения при решении задач, связанных с осуществлением творческой деятельности.
Не всегда рационально решают задачи.
3 группа. Владеют глубокими системными знаниями по ранее изученному материалу. Знают основные методы, правила, алгоритмы решения задач, успешно их применяют не только в сходных, но и в новых ситуациях.
Пример:
1 группа
1.Что такое призма (основание призмы, боковые грани, ребро, вершина).
Какая призма называется прямой?
2.В правильной четырехугольной призме стороны основания равны 6см и 8см, а высота призмы 5см. Найдите полную поверхность призмы

-4-
2группа
1.Что такое высота и диагональ призмы?
Что представляет собой сечение призмы плоскостью, параллельной боковым ребрам, в частности диагональное сечение?
2.В правильной четырехугольной призме площадь основания 144см, а высота 14см. Найдите диагональ призмы.
3группа
1. Как строится сечение призмы плоскостью, проходящей через данную прямую в плоскости основания призмы и данную точку на одной из боковых граней?
Докажите, что боковая поверхность прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы.
2.Боковая поверхность правильной четырехугольной призмы 32м, а полная поверхность 40м. Найдите высоту.

-5-
Урок-консультация. Урок проводится при закреплении навыков по каким-либо темам. Для этого урока учитель должен подготовить индивидуальные карточки для каждого ученика (можно подготовить 4-8 вариантов заданий). В карточке содержаться четыре задания. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляют некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность уже увеличивается вдвое. Четвертое задание – это задание повышенной сложности, т. е. сюда входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с объяснения учителя и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика-это поднятая рука. Учитель немедленно дает консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. После выполнения первого задания ученики по контрольным карточкам сами проверяют полученные результаты. Если задание выполнено, верно, то следующие задания ребята выбирают сами: приступают ко второму, третьему или четвертому заданию. Ребята также при необходимости обращаются к учителю за консультацией, но уже получают штрафные баллы. За одну консультацию второго задания снимается 0,25 балла, за одну консультацию третьего задания-0,5 балла. Четвертое задание вообще лишено консультаций.
В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учётом полученных консультаций. Если ученика
не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Положительные результаты таких уроков-консультаций налицо: ведь не только исчезают

-6-
пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причём иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.
Пример карточки по теме «Первообразная»:
Найдите первообразную для функции y=f(x).
1 задание:
f(x)=5 ; f(x)=x ; f(x)=sin x; f(x)=1/sin x
2 задание:
f(x)=5x+4; f(x)=2sin x; f(x)=5/cos x ; f(x)=4/sin x
3 задание:
f(x)=sin(3x+П/6); f(x)=cos(2-x/2) ;f(x)= -1/(6x+1) ;f(x)=2/3 x+1
4 задание:
f(x)=1/ 7x+9 ;f(x)=(6x-4x+7x-1)/x; f(x)=7/cos 3x; f(x)=cos3x cos5x

-7-
Дидактические игры. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема, т.е. игра, выполняет на уроке те же функции. Что и занимательная задача. Так как дидактическая игра может носить и творческий характер, то считаем целесообразным, выделить два вида таких игра; игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания; математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания. Возможны сочетания этих двух видов. Рассмотрим их подробнее.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ. В подобных ситуациях внимание школьников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики. Рассмотрим примеры. Задумай число. Учитель предлагает каждому ученику задумать число и после этого дает указания, какие действия с этим числом надо произвести. В конце концов, учитель «угадывает» результат. Учащиеся заинтересованы, хотят узнать, в чём тут дело. Этому желанию и соответствует задание :обосновать «угадывание» ответа. Назови формулу. Один из учащихся выходит к доске и берет у учителя карточку, на которой записана формула некоторой линейной функции. На доске начерчена таблица:

x
y
Один из учеников называет любое значение Х. Ученик у доски записывает его в таблицу и, подставив это значение в формулу, записывает соответствующее значение Y. Ему называют ещё одно значение аргумента, он записывает его в следующую клетку и внизу пишет соответствующее значение функции. Ему
могут задать несколько значений Х. Выигрывает ученик,
который первый назовёт формулу, записанную на карточке.

-8-
Математическая игра, В методической литературе под математической игрой понимается такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочерёдном выполнении играющим или играющими определённых действий-ходов с целью решения поставленной задачи.
«Математическая перестрелка» или «Геометрическая перестрелка». Эту игру можно считать и теоретическим зачетом, зачетом-игрой, игровым повторением. Заранее определяются те вопросы, которые будут главным содержанием игры. Группа разбивается на четкое количество команд, лучше, если эти команды одинаковы по силе, знаниям. Каждому игроку команды дается карточка с его личным номером. По жребию начинает игрок номер одной из команд. Он задает вопрос любому игроку из команды-соперницы. В течение 5-7 секунд должен быть дан четкий, правильный ответ, записана формула. Если участник, верно, ответил на вопрос, то очередь задавать вопрос предоставляется ему. Если же участник не смог выполнить задание, он выбывает из игры, команда теряет игрока и очко. А игрок команды-соперницы отвечает на свой вопрос, имеет право задать новый вопрос другому игроку. Выигрывает та команда, которая меньше потеряла игроков. Определяется и самый результативный игрок.

-9-
Некоторые способы организации практической работы.
На завершающем этапе работы над темой для систематизации знаний учащихся и организации их комплексного их применения на практике определённую пользу может принести практическая работа, связанная с измерениями и вычислениями. Например, практическую работу по теме «Многоугольники» можно провести одним из следующих способов.
1. Практическая работа проводится в классе, но с предварительной подготовкой учащихся, включающей постановку задачи, повторение необходимой теории, а также подготовку материалов и оборудования. Домашнее задание, предшествующее практической работе, заключается в том, чтобы найти предмет домашнего обихода, по которому можно составить задачу по изучаемой теме, на отдельном листке записать название этого предмета и вопрос к задаче, а также принести необходимые измерительные приборы (линейка, циркуль, транспортир). На учебном занятии ученикам предлагается произвести обмен предметами, составить задачу по указанному вопросу. Можно подсказать учащимся, что для этого нужно узнать, какие данные должны быть известны для того, чтобы ответить на вопрос, произвести необходимые измерения и вычисления, оформить решение задачи. После того как задача решена, можно предложить учащимся составить новый вопрос к этой модели и опять произвести обмен предметами. По моему мнению, при выполнении такой работы учащиеся будут значительно активнее, если ввести элементы соревновательности. С этой целью удобно организовать работу по партам – одна парта соревнуется с другой. Притом составление и решение задачи производится совместно двумя учениками, сидящими за одной партой.
2. практическая работа выполняется не дома, а в классе проводится проверка её результатов. Ученикам предлагается дома вырезать из бумаги любую модель, измерить её стороны,
записать эти данные на отдельном листе.

-10-
По этим данным составить одну из возможных задач, привести план решения и само решение, записав их на том же листе. Лист и модель фигуры вложить в отдельный конверт, который принести на урок. Проверку результатов практической работы можно организовать в форме взаимного рецензирования. Для внесения элементов игры в этот процесс можно предложить ученикам пометить конверты личным шифром, не указывая фамилии, и на уроке устроить лотерею – кому какой конверт достанется при условии, исключающем выбор собственного конверта. Получив конверт, ученики на отдельном листе составляют рецензию на работу по такому плану: а) правильность модели (её соответствие требованиям и описанию); б) правильность проведённых измерений; в) корректность составленной задачи; г) правильность решения; д.) рациональность решения. Рецензенту предлагается также составить по данной модели вторую задачу, аналогичную первой, если были замечания, или новую, если рецензия была положительной. Затем производится обмен конвертами для анализа рецензии и решения предложенной задачи.
Лабораторно-практическая работа по теме: »Пирамида»
Оборудование:1)модель пирамиды
2)линейка 4)карандаш
3)опорный конспект 5)справочный материал
Задание: По модели пирамиды вычислить:
1) Sбок= 2) Sполн.= 3) V=
Ход работы:
1.Измерить по модели пирамиды и записать в см:
а) стороны основания;
б) апофему;
в) боковое ребро.
2.Записать необходимые для вычисления формулы:
Sбок= Sполн= V= Sосн= т. Пифагора
3.Вычисления
Ответ: Sбок= (см); Sполн= (см); V= (см).

-11-
Бит- урок
Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.
Примером урока по теме «Тела вращения»
1часть беседа.
Преподаватель используя мультимедийную презентацию объясняет на простейших плоских фигурах вращения около прямой.
2часть игра.
Учащиеся разбиваются на группы (2-4 человека). Каждой группе выдается задание построить объемные фигуры 2-3 . Задание выполняется на быстроту и качество выполнения построения.
3часть творчество.
Учащимся предлагается самим придумать плоскую и построить ее объемную фигуру. При оценивании учитывается оригинальность, сложность и аккуратность выполнения работы.
Есть и другие виды активных форм как:
Уроки типа КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее задание (проверка)
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение итогов.

-12-

список литературы:

1. Алгебра и начала анализа. Учебник. А.Г.Мордкович М.: «Мнемозина» 2006
2. Алгебра и начала анализа. Задачник. А.Г.Мордкович М.: «Мнемозина» 2005
3. Алгебра и начала анализа. Методическое пособие для
учителя. А.Г.Мордкович М.: «Мнемозина» 2000
4. Алгебра и начала анализа. Контрольные работы. Ф.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. М.: «Мнемозина» 2000
5. Математика. Сборник заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы. М.: «Дрофа»2002
6. Геометрия А.В.Погорелов М.: «Просвещение»2004
7. Геометрия. Рабочая тетрадь для 10 и 11 классов. В.Н.Литвиенко.
8. Дидактические материалы для 10 и 11классов. С.Б.Веселовский. В.Д.Рябчинская М.: «Просвещение»1990
9. За страницами учебника геометрии. Е.Е.Семенов.
10. Методика преподавания математики в средней школ. Ю.М.Колягин, В.А.Оганесян и др. М.: «Просвещение»1975
11. Занимательные задания в обучении математике. М.Ю Шуба. М.: «Просвещение» 1995
12. Некоторые способы организации практической работы Н.А.Тарасенкова. журнал «Математика в школе» №1 1193г.
13. Приемы активизации учебной деятельности Школьников. Г.В.Миронова. журнал « Математика в школе» №5 1994г
14. Нестандартная форма повторения. Н.И.Севоднясева. журнал «Математика в школе» №5 1994
15. Урок-консультация. А.А. Арнольд. Журнал « Методическая разработка по теме «Активные формы работы на уроках математики».

Выполняла: преподаватель
математики Малинова Е, П

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Вводная часть................................................2
2. Основная часть...............................................
Урок зачет....................................................3-4
Урок консультация.........................................5-6
Дидактические игры.......................................7-8
Практическая работа.....................................9-11
Бит-урок......................................................12
3. Список литературы.........................................13

-1-
.Школьный курс математики приобретает всё более важную роль в системе образовательной подготовки учащихся, формирование у них диалектико-материалистического мировоззрения и готовности к активному участию в сфере материального производства. В настоящее время математические методы интенсивно проникают, в самые различные отросли производства, экономики, техники.
Основной формой работы является урок, и чтобы он был продуктивен, интересен для учащихся наряду со стандартными методами работы на уроках можно, использовать нестандартные активные формы и методы работы. Такие, например как: уроки-зачеты, уроки обучающих задач, уроки-КВН, уроки-консультации, уроки анализа контрольной работы.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного
процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к
индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» «Нет»

-2-
Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет».
Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся. Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащихся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.

-3- Уроки-зачеты. Например, уроки геометрии. Здесь можно проводить зачеты, как по основным темам, так и при подготовке к экзаменам. Остановлюсь на зачете на 1 курсе по теме "Многогранники". Учащимся заранее сообщаются вопросы теоретические, перечень типовых задач по теме данной, которые они должны уметь решать, с учетом требований об основных умениях и навыках к данной теме. К зачёту готовятся карточки, включающие два вопроса: теоретический и практическая-задача. Карточки составляются для учащихся дифференцировано. В каждой группе выделяются три группы учащихся.
1группа. В основном владеют минимум знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходных ситуациях. С трудом могут воспроизвести текст учебника, решить стандартные задачи. Не обладает навыками рационального решения задач.
2 группа. Владеют хорошими и прочными знаниями по ранее изученному материалу. Знают основные методы решения задач, справляются с решением задач пройденного курса, но испытывают затруднения при решении задач, связанных с осуществлением творческой деятельности.
Не всегда рационально решают задачи.
3 группа. Владеют глубокими системными знаниями по ранее изученному материалу. Знают основные методы, правила, алгоритмы решения задач, успешно их применяют не только в сходных, но и в новых ситуациях.
Пример:
1 группа
1.Что такое призма (основание призмы, боковые грани, ребро, вершина).
Какая призма называется прямой?
2.В правильной четырехугольной призме стороны основания равны 6см и 8см, а высота призмы 5см. Найдите полную поверхность призмы

-4-
2группа
1.Что такое высота и диагональ призмы?
Что представляет собой сечение призмы плоскостью, параллельной боковым ребрам, в частности диагональное сечение?
2.В правильной четырехугольной призме площадь основания 144см, а высота 14см. Найдите диагональ призмы.
3группа
1. Как строится сечение призмы плоскостью, проходящей через данную прямую в плоскости основания призмы и данную точку на одной из боковых граней?
Докажите, что боковая поверхность прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы.
2.Боковая поверхность правильной четырехугольной призмы 32м, а полная поверхность 40м. Найдите высоту.

-5-
Урок-консультация. Урок проводится при закреплении навыков по каким-либо темам. Для этого урока учитель должен подготовить индивидуальные карточки для каждого ученика (можно подготовить 4-8 вариантов заданий). В карточке содержаться четыре задания. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляют некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность уже увеличивается вдвое. Четвертое задание – это задание повышенной сложности, т. е. сюда входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с объяснения учителя и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика-это поднятая рука. Учитель немедленно дает консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. После выполнения первого задания ученики по контрольным карточкам сами проверяют полученные результаты. Если задание выполнено, верно, то следующие задания ребята выбирают сами: приступают ко второму, третьему или четвертому заданию. Ребята также при необходимости обращаются к учителю за консультацией, но уже получают штрафные баллы. За одну консультацию второго задания снимается 0,25 балла, за одну консультацию третьего задания-0,5 балла. Четвертое задание вообще лишено консультаций.
В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учётом полученных консультаций. Если ученика
не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Положительные результаты таких уроков-консультаций налицо: ведь не только исчезают

-6-
пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причём иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.
Пример карточки по теме «Первообразная»:
Найдите первообразную для функции y=f(x).
1 задание:
f(x)=5 ; f(x)=x ; f(x)=sin x; f(x)=1/sin x
2 задание:
f(x)=5x+4; f(x)=2sin x; f(x)=5/cos x ; f(x)=4/sin x
3 задание:
f(x)=sin(3x+П/6); f(x)=cos(2-x/2) ;f(x)= -1/(6x+1) ;f(x)=2/3 x+1
4 задание:
f(x)=1/ 7x+9 ;f(x)=(6x-4x+7x-1)/x; f(x)=7/cos 3x; f(x)=cos3x cos5x

-7-
Дидактические игры. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема, т.е. игра, выполняет на уроке те же функции. Что и занимательная задача. Так как дидактическая игра может носить и творческий характер, то считаем целесообразным, выделить два вида таких игра; игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания; математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания. Возможны сочетания этих двух видов. Рассмотрим их подробнее.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ. В подобных ситуациях внимание школьников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики. Рассмотрим примеры. Задумай число. Учитель предлагает каждому ученику задумать число и после этого дает указания, какие действия с этим числом надо произвести. В конце концов, учитель «угадывает» результат. Учащиеся заинтересованы, хотят узнать, в чём тут дело. Этому желанию и соответствует задание :обосновать «угадывание» ответа. Назови формулу. Один из учащихся выходит к доске и берет у учителя карточку, на которой записана формула некоторой линейной функции. На доске начерчена таблица:

x
y
Один из учеников называет любое значение Х. Ученик у доски записывает его в таблицу и, подставив это значение в формулу, записывает соответствующее значение Y. Ему называют ещё одно значение аргумента, он записывает его в следующую клетку и внизу пишет соответствующее значение функции. Ему
могут задать несколько значений Х. Выигрывает ученик,
который первый назовёт формулу, записанную на карточке.

-8-
Математическая игра, В методической литературе под математической игрой понимается такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочерёдном выполнении играющим или играющими определённых действий-ходов с целью решения поставленной задачи.
«Математическая перестрелка» или «Геометрическая перестрелка». Эту игру можно считать и теоретическим зачетом, зачетом-игрой, игровым повторением. Заранее определяются те вопросы, которые будут главным содержанием игры. Группа разбивается на четкое количество команд, лучше, если эти команды одинаковы по силе, знаниям. Каждому игроку команды дается карточка с его личным номером. По жребию начинает игрок номер одной из команд. Он задает вопрос любому игроку из команды-соперницы. В течение 5-7 секунд должен быть дан четкий, правильный ответ, записана формула. Если участник, верно, ответил на вопрос, то очередь задавать вопрос предоставляется ему. Если же участник не смог выполнить задание, он выбывает из игры, команда теряет игрока и очко. А игрок команды-соперницы отвечает на свой вопрос, имеет право задать новый вопрос другому игроку. Выигрывает та команда, которая меньше потеряла игроков. Определяется и самый результативный игрок.

-9-
Некоторые способы организации практической работы.
На завершающем этапе работы над темой для систематизации знаний учащихся и организации их комплексного их применения на практике определённую пользу может принести практическая работа, связанная с измерениями и вычислениями. Например, практическую работу по теме «Многоугольники» можно провести одним из следующих способов.
1. Практическая работа проводится в классе, но с предварительной подготовкой учащихся, включающей постановку задачи, повторение необходимой теории, а также подготовку материалов и оборудования. Домашнее задание, предшествующее практической работе, заключается в том, чтобы найти предмет домашнего обихода, по которому можно составить задачу по изучаемой теме, на отдельном листке записать название этого предмета и вопрос к задаче, а также принести необходимые измерительные приборы (линейка, циркуль, транспортир). На учебном занятии ученикам предлагается произвести обмен предметами, составить задачу по указанному вопросу. Можно подсказать учащимся, что для этого нужно узнать, какие данные должны быть известны для того, чтобы ответить на вопрос, произвести необходимые измерения и вычисления, оформить решение задачи. После того как задача решена, можно предложить учащимся составить новый вопрос к этой модели и опять произвести обмен предметами. По моему мнению, при выполнении такой работы учащиеся будут значительно активнее, если ввести элементы соревновательности. С этой целью удобно организовать работу по партам – одна парта соревнуется с другой. Притом составление и решение задачи производится совместно двумя учениками, сидящими за одной партой.
2. практическая работа выполняется не дома, а в классе проводится проверка её результатов. Ученикам предлагается дома вырезать из бумаги любую модель, измерить её стороны,
записать эти данные на отдельном листе.

-10-
По этим данным составить одну из возможных задач, привести план решения и само решение, записав их на том же листе. Лист и модель фигуры вложить в отдельный конверт, который принести на урок. Проверку результатов практической работы можно организовать в форме взаимного рецензирования. Для внесения элементов игры в этот процесс можно предложить ученикам пометить конверты личным шифром, не указывая фамилии, и на уроке устроить лотерею – кому какой конверт достанется при условии, исключающем выбор собственного конверта. Получив конверт, ученики на отдельном листе составляют рецензию на работу по такому плану: а) правильность модели (её соответствие требованиям и описанию); б) правильность проведённых измерений; в) корректность составленной задачи; г) правильность решения; д.) рациональность решения. Рецензенту предлагается также составить по данной модели вторую задачу, аналогичную первой, если были замечания, или новую, если рецензия была положительной. Затем производится обмен конвертами для анализа рецензии и решения предложенной задачи.
Лабораторно-практическая работа по теме: »Пирамида»
Оборудование:1)модель пирамиды
2)линейка 4)карандаш
3)опорный конспект 5)справочный материал
Задание: По модели пирамиды вычислить:
1) Sбок= 2) Sполн.= 3) V=
Ход работы:
1.Измерить по модели пирамиды и записать в см:
а) стороны основания;
б) апофему;
в) боковое ребро.
2.Записать необходимые для вычисления формулы:
Sбок= Sполн= V= Sосн= т. Пифагора
3.Вычисления
Ответ: Sбок= (см); Sполн= (см); V= (см).

-11-
Бит- урок
Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.
Примером урока по теме «Тела вращения»
1часть беседа.
Преподаватель используя мультимедийную презентацию объясняет на простейших плоских фигурах вращения около прямой.
2часть игра.
Учащиеся разбиваются на группы (2-4 человека). Каждой группе выдается задание построить объемные фигуры 2-3 . Задание выполняется на быстроту и качество выполнения построения.
3часть творчество.
Учащимся предлагается самим придумать плоскую и построить ее объемную фигуру. При оценивании учитывается оригинальность, сложность и аккуратность выполнения работы.
Есть и другие виды активных форм как:
Уроки типа КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее задание (проверка)
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение итогов.

-12-

список литературы:

1. Алгебра и начала анализа. Учебник. А.Г.Мордкович М.: «Мнемозина» 2006
2. Алгебра и начала анализа. Задачник. А.Г.Мордкович М.: «Мнемозина» 2005
3. Алгебра и начала анализа. Методическое пособие для
учителя. А.Г.Мордкович М.: «Мнемозина» 2000
4. Алгебра и начала анализа. Контрольные работы. Ф.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. М.: «Мнемозина» 2000
5. Математика. Сборник заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы. М.: «Дрофа»2002
6. Геометрия А.В.Погорелов М.: «Просвещение»2004
7. Геометрия. Рабочая тетрадь для 10 и 11 классов. В.Н.Литвиенко.
8. Дидактические материалы для 10 и 11классов. С.Б.Веселовский. В.Д.Рябчинская М.: «Просвещение»1990
9. За страницами учебника геометрии. Е.Е.Семенов.
10. Методика преподавания математики в средней школ. Ю.М.Колягин, В.А.Оганесян и др. М.: «Просвещение»1975
11. Занимательные задания в обучении математике. М.Ю Шуба. М.: «Просвещение» 1995
12. Некоторые способы организации практической работы Н.А.Тарасенкова. журнал «Математика в школе» №1 1193г.
13. Приемы активизации учебной деятельности Школьников. Г.В.Миронова. журнал « Математика в школе» №5 1994г
14. Нестандартная форма повторения. Н.И.Севоднясева. журнал «Математика в школе» №5 1994
15. Урок-консультация. А.А. Арнольд. Журнал « Математика в школе» №2 1994 .

Математика в школе» №2 1994 .

Раздел: Конспекты уроков по математике для 10 класса
Автор:
преподаватель математики МОУ "СОШ № 14" г. Вологда
Дата публикации: 24.05.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Малинова Е. П. Активные формы работы на уроках математики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/matem/10-klass/file/28574-aktivnye-formy-raboty-na-urokakh-matematiki (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию