Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Пентатоника на уроках сольфеджио

Пентатоника на уроках сольфеджио

Бакшандаева Мария Деомидовна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

МАУДО «ДШИ №13 (т)» г. Набережные Челны

 

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Современное общество осознаёт её как преемственность поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении. Кроме того, многие произведения были созданы самими детьми. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности.

Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы. Поэтому я думаю, что обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. Фольклор – это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.  

Слово «фольклор» - в переводе с англ. – «фольк» - народ, «лор» - учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

Уроки сольфеджио с использованием народного музыкального материала обогащают интонационный багаж учеников, развивают музыкальный слух, память и творческие навыки. Свежесть народных напевов в непредсказуемости мелодических оборотов, всплесках замысловатых ритмических фигур. Народный музыкальный материал способствует обострению слуховых ощущений в освоении новых интонаций.
Изучение пентатоники, как особого явления, входит в учебный план курса Сольфеджио в музыкальной школе. Особенно актуальна данная тема в связи с национальным своеобразием музыкальной культуры Поволжья, составляющей которой и является лад – пентатоника. Что такое пентатоника? Пентатоника – это лад из пяти ступеней (лат. пента - пять, тона - звук), самый древний и распространенный лад на планете. Пентатоника лежит в основе музыкальных культур татар, марийцев, башкир, чувашей; китайской, корейской, японской и некоторых народов Северной Африки, Индии, Латинской Америки, европейских островов (Шотландии, Ирландии, Корсики). Пентатоника присутствует в древних русских напевах.
Народные песни – универсальный материал для развития творческих навыков детей. На уроках сольфеджио они исполняются с классической гармонизацией (терцовые аккорды) и с гармонизацией ладовыми комплексами. Дети с удовольствием сочиняют второй голос исходя из ладовой основы напева, поют каноны, сочиняют подголоски.
Национальную музыку следует вводить по 2-3 урока подряд. На первом уроке происходит ознакомление с теоретическим материалом, простукивается ритм, пропеваются отдельные мотивы, а затем и песни в одноголосном и двухголосном изложении. В качестве закрепления материала используются небольшие устные диктанты-попевки: татарская, удмуртская и марийские песни. Второе занятие полностью посвящено гармонизации напевов. План третьего урока – закрепление пройденного материала. Эффективно включать ритмические и мелодические диктанты, ладовый анализ песен, пение со словами и сольфеджирование, досочинение мелодий и их гармонизация. Как правило, такой комплексный подход позволяет охватить тему в полном объеме и во взаимосвязи разновидностей пентатоники.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

  Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

  Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей, помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры, на доступных детям, народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

 Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

 


Список литературы:

  1. Бражник Л.В., Загидуллина Д.Р. Пять ступенек в музыку, учебно-методическое пособие по сольфеджио для второго года обучения. – Казань:издательство Диалог-компьютерс, 2002.
  2. Бражник Л.В. Ангемитоника, курс по сольфеджио на основе музыки Среднего Поволжья, часть I. Вокальная мелодика композиторов Среднего Поволжья. – Казань, 1996.
  3. Бражник Л.В. Марийские народные песни на уроках сольфеджио. Учебно-методическое пособие // Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, 2008, ГОУ ДО Учебно-методический кабинет
  4. Мирзаянова Р.Р., Бражник Л.В. Удмуртская народная песня на уроках сольфеджио, учебно-методическое пособие. – Ижевск, 1997.
  5. Рэимова С.И. Сольфеджио дэреслэрендэ татар музыкасы: Дэреслек.- Казан: Татар китап нэшрияте, 1993.
  6. Еникеев Р. Тюркские напевы: альбом юного пианиста/ Р. Еникеев. – Казан, 2008.
Раздел: Конспекты уроков по музыке для 6 класса
Автор:
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МАУДО "Детская школа искусств №13(татарская)"
Дата публикации: 12.12.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Бакшандаева М. Д. Пентатоника на уроках сольфеджио // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/6-klass/file/125951-pentatonika-na-urokakh-solfedzhio (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию