конспект урока Публикация
Работа в группах – это эффективная форма организации рабочего процесса.
Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является работа в группах и парах. Во – первых на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ученики не боятся высказывать свое мнение, свои мысли о чем то незнакомом, неизвестном.. И не секрет, что ребенок быстрее усваивает малознакомые термины, определения, овладевает знаниями при сотрудничестве со сверстниками. Ребенок становится уверенней, понимая, что его знания, его мысли, умения необходимы всей группе ребят. Вырабатываются навыки сотрудничества и общения, что является успехом дальнейшего обучения. Особое место на уроке отводится формированию у детей ставить перед собой цель урока, определять для чего необходимо выполнять т о или иное задание.
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся таким образом, чтобы в процессе этой деятельности развивались бы способности, творческие силы и индивидуальность школьников и каждый обучающийся смог бы достичь своего расцвета.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Фрагмент урока во 2 классе. Тема: Алфавит.
Работа в группах.
Учащимся надо разделиться по группам(по рядам), вспомнить правила работы в группе, Каждая группа знакомится с заданием
1 группа.Составьте список нашего класса . В классе есть несколько фамилий, которые начинаются с одинаковой буквы,, при проверки задания необходимо спросить, почему одна фамилия расположена раньше, чем другая.
2 группа. Составьте указатель улиц нашего района.
3группа.Помогите навести порядок в каталоге школьной библиотеке.
Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.
Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у школьников происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а, значит, становятся счастливыми и здоровыми
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Минусы:
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя. (Оформление кластера).
Зачастую учителя начальных классов отказываются использовать на своих уроках групповую форму работы. Причина тому – повышенный уровень шума детей в процессе выполнения заданий.
В своей небольшой статье хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужно время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от нас терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.
Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Надежда Н. д. Публикация // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/126366-publikatsiya (дата обращения: 29.04.2025)- Что вокруг может быть опасным
- Первая рыбка. Ответы на вопросы
- Площадь прямоугольного треугольника
- Лиса из пластилина
- Звук [ф],[ф']. Буква Ф, ф
- Звук [ч`], буквы Ч, ч
- Математика. Натуральный ряд чисел