Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Проектная деятельность и ее реализация в начальной школе

Ключевые слова и словосочетания:  деятельность, проект, проектная деятельность, идея проектной деятельности, принципы проектной деятельности, принципы организации проектной деятельности, универсальные учебные действия.

         «Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс».

         Деятельность - система педагогически целесообразных действий, направленных на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности, на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей его свободного и творческого самовыражения.

         Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [3].

         Проектная деятельность учащихся, прежде всего, один из методов развивающего обучения, которая направлена на формирование самостоятельных исследовательских умений, таких как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в процессе обучения и приобщающие к конкретным жизненно важным проблемам.

         Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально – значимой, проблемы. Этот им результатом называется проект.

         Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, построена, как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из различных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить содержанием задач. Школьник должен обладать умением координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания, с помощью которых выполняется конкретная работа.

         Учителем-организатором проектной деятельности ставятся следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:

  • создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся;
  • создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных.

         Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого обучающегося[3].

         Принципы организации проектной деятельности:

1. Проект должен соответствовать возрасту учащихся;

2. Создавать условия, необходимые для успешного выполнения проектов учащимися;

3. Проводить специальную ориентацию для того, чтобы у обучающихся было время для выбора темы проекта;

4. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов, связанное с обсуждением выбранной темы, плана работы и ведение дневника рефлексии. Дневник должен помочь учащемуся в составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

5. В том случае, если проект групповой, каждый учащийсяполучает индивидуальную оценку, поэтому все должны показать свой вклад в выполнение проекта.

6. В момент представления проекта необходима презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.[1].

         «К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • сотрудничество между учителем и учащимся»;
  • формирование и развитие универсальных учебных действий.

         Формирование универсальных учебных действий младших школьников осуществляется в процессе общения и взаимодействия с другими учащимися по совместной деятельности, которые участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции, представление результатов коллективной деятельности.

         Достаточно подробно рассмотрев понятие «проектная деятельность» и ее составляющие, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность играет важную роль в жизни младшего школьника. Она позволяет обучающимся раскрыть свои способности и проявить свою индивидуальность, что для развивающейся личности в данном возрасте необходимо. У обучающегося формируются определенные знания и умения, которые пригодятся ему в течение всей жизни.

         Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Сначала ученикам предлагаются задания, связанные с проектной деятельностью, а уже в 3-4 классах более сложные проекты.

         Каждый проект начинается с постановки практической задачи для младших школьников - это та цель, для которой им необходимо выполнять разнообразные действия в ходе проектного урока. При постановке задачи учитель должен указать результат, то, что необходимо получить в результате выполнения проекта. Каждому обучающемуся задача проекта должна быть полностью понятна. В процессе выполнения некоторых проектов обучающиеся сами должны будут придумывать способ решения.

         Наряду с практической задачей у каждого проекта существует та или иная методическая цель – для чего проводится тот или иной проект. Это может быть освоение каких-либо навыков, тех или иных стратегий решения задач, применение полученных в курсе знаний для решения практических задач, выявление информационной природы явлений окружающего мира. Проекты, которые выполняются в группе, имеют целью развитие организаторских и коммуникативных способностей учащихся. Большинство проектов направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, повышения уровня эрудированности и интеллектуального развития учеников, вселить веру в собственные силы, мотивировать приобретение новых знаний [3].

         В центре внимания всех проектов - обучающийся, содействие развитию его творческих способностей. Образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого школьника на свой уровень развития.

         Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность обучающихся, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником обучающимся, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте [2].

         «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности,  учащиеся  наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных   задач.

         Анализ психолого – педагогической литературой по данной теме позволяет  сделать вывод о том, что при осуществлении проектной деятельности в обязательном порядке необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, вводя метод проектов постепенно. Так же необходимо достаточно полно ознакомиться с составляющими проектной деятельности и поспособствовать появлению у обучающихся интереса к проектной деятельности и стимул самостоятельного доведения начатого дела до конца.

Список литературы:

  1. Проектная деятельность, метод проектов в образовательной деятельности // Солнцевед URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/proektnaya-deyatelnost-metod-proekt/ (дата обращения: 16.02.2021).
  2. "Проектная деятельность в начальной школе в условиях введения ФГОС" // Педсовет.su URL: https://pedsovet.su/ns/47328 (дата обращения: 28.09.2021).
  3. Рабочая программа курса проектной деятельности "Что? Где? Когда?" // Экстернат.РФ URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/150-preschool-projects/9419-rabochaya-programma-kursa-proektnoj-deyatelnosti-chto-gde-kogda-2.html (дата обращения: 21.09.2021).
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (22.81 kB)
Автор:
ГАПОУ СО "НТПК №1"
Дата публикации: 14.12.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кобзарева Я. С. Проектная деятельность и ее реализация в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/100101-proektnaya-deyatelnost-i-ee-realizatsiya-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию