статья Функциональное назначение игрушек. Роль игрушки в детской игре
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Сегодня в продаже можно встретить игрушки совершенно нелепые и даже опасные для детской психики. Часто родители накупают огромное количество игрушек. В современной жизни приходится много работать и многие родители пытаются компенсировать отсутствие времени на игру и общение с ребенком покупкой игрушки.
Важно помнить, что игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей действительности.
Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне.
Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки - орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные.
Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Так, например, сидя за столом, ребенку удобнее играть маленькими игрушками: устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон.
Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя.
Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а, например, в песке лучше использовать средние по размеру.
Важно также, из какого материала игрушка сделана, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно- образное решение.
Подход к созданию и отбору игрушек должен прежде всего учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей.
Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. Правильнее было бы назвать это предметно-игровой деятельностью. В ходе этой деятельности ребенок подготавливается для перехода к игре нового качества - сюжетно-ролевой.
Ребенку первого года жизни свойственны ориентировочные действия с обследованием предметов и игрушек. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными для захватывания, безопасными.
В конце первого - начале второго года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своей игровой деятельности с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым. В этот период ему нужна такая игрушка, с помощью которой он мог бы отображать то, что ему близко, хорошо знакомо. При правильном воспитании малыш может самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, снимать туфельки, расстегивать пуговицы на своей одежде, садиться на стул, ложиться на кровать на подушку. Ребенок чаще начинает отображать в своих играх не только какое- то одно определенное действие с данной игрушкой (куклу только качает, коляску прокатывает, мяч бросает и т.д.), но л действия с разными предметами, логически связанные между собой (куклу сажает в коляску и везет ее, игрушечную посуду ставит на стол и т.д.)
К полутора годам малыш с равным успехом может поднести игрушечную ложку или чашку и к своему рту и к клюву пластмассового петушка. Эти действия условны, они в обобщенной форме отражают знакомый ему сюжет. Игра становится сюжетно-образной.
Для таких игр детям второго и третьего года жизни нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации. Поэтому, если ребенку дают куклу, то и кровать для нее должна быть, и стул, и чашка, из которой он сможет напоить ее чаем. Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине: например, в игрушечном зоопарке слон должен быть больше медвежонка, а заяц меньше жирафа и т.д.
Желательно, чтобы новые игрушки вносил в игру взрослый, сопровождая их появление своим непосредственным участием в игре ребенка. Взрослый должен заинтересовать ребенка сюжетом совместной игры и, задавая ему вопросы или предлагая выполнить какое-то определенное действие, побуждать его к общению с новой игрушкой: «Кукла проснулась? Угости ее компотом», «Кошке дай молочка».
К дошкольному возрасту ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так как он их понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре роли избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки мама, больным мишкам ставит градусник доктор, на грузовике везет кубики шофер и т.д. Это свойства игрушек - побуждать к игре на определенный сюжет - должны использовать взрослые, подбирая и группируя их. В своей работе я часто использую народную куклу. Конечно, народная кукла не может и не должна заменять ребенку фабричную, но игра с ней и участие ребенка в ее создании позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать ее в игровой деятельности ребенка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им о ее истории.
Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой.
Чем же обусловлен переход от сюжетно-отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре-общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом?
Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми.
В начале третьего года жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны ей или определенному лицу. Общения явного ни с кем нет, ребенок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых.
Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек — их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относиться к ним.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту.
Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действия - с предметами. Все это малыш усваивает с помощью игрушек, которые своей формой и функцией повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.
Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие.
Дети четырех лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отображающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Для капитана не так важно иметь корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку с «крабом». Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботы врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои мамы и папы.
Для ребенка шести-семи лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не только в игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни.
В ролевой игре старших дошкольников отражаются актуальные стороны жизни. Это уже не только игра в семью, в школу, больницу, но и в покорение космоса, сбор урожая, строительство трассы, газопровода и т.д. жизни раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых. Начинает трудиться и сам ребенок. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, лопатка, веник и т.д. опираясь на собственный трудовой опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда.
Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.
Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все взрослые понимают это.
В игре маленького фантазера простые предметы вроде листиков или желудей могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, что является закономерным.
Игра развивается и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Игра для ребенка - верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.
Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Рязанцева Ю. И. Функциональное назначение игрушек. Роль игрушки в детской игре // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/101228-funktsionalnoe-naznachenie-igrushek-rol-igrushki-v-detskoj-igre (дата обращения: 15.11.2024)- Инновационные технологии на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной коррекционной школе
- Практика использования активных и интерактивных методов обучения в деятельности учителя музыки
- Создание ситуации успеха на уроке
- Инновационные технологии в образовании
- Использование компетентностно-ориентированных заданий
- Учимся правильно дышать
- Влияние окружающей среды на здоровье человека