статья Выдающие исполнители игры на балалайке
Выдающие исполнители игры на балалайке
История знает многих отечественных исполнителей на балалайке мы же остановимся на особо выдающих из них.
Василий Васильевич Андреев (1861-1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике.
В результате неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности Андреева в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей, - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.
Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России, проникли во все слои общества.
Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь.
В начале XX в. появляется балалаечник-солист Борис Сергеевич Трояновский (1883 -1951) - «Король техники», так говорил о нем В.В. Андреев. Родился он в Псковской губернии, в селе Ругодево Новоржевского уезда в семье военнослужащего. Впервые услышал игру на балалайке у крестьян, очень увлекся ей, стал учиться играть. С детства научился тому, чему не мог выучиться ни в одной консерватории. Впитал дух народа, национальный стиль и характер исполнения деревенских песен и наигрышей, смог передавать их без всякого искажения.
Его игра служила эталоном исполнительского профессионального уровня. Он явился основоположником современной игры на балалайке, так как новые приемы звукоизвлечения и штрихи (некоторые виды вибрато, двойное пиццикато в быстрых пассажах, бряцание по одной струне), открытые им, не только расширили технические и художественные возможности балалайки, но и по новому заставили относиться к этому инструменту.
Значительная роль в развитии балалаечного искусства принадлежит в Александру Дмитриевичу Доброхотову (1884 - 1938). Страстный пропагандист народно-инструментальной музыки не только в России, но и за рубежом, с 1912 года он был солистом Великорусского оркестра. Одним из первых начал вводить в концертную практику новые формы исполнительства - сольный концерт. Он не ограничивал свой репертуар только народными песнями и танцами, удачно отбирая произведения из классического наследия. Исполнял скрипичные переложения И. Брамса, В. Монти, Ф. Шопена.
В начале 20-х годов начинается активная концертная деятельность выдающегося музыканта балалаечника-виртуоза Николая Петровича Осипова (1901 - 1945). Впервые с Великорусским оркестром он сыграл в девять лет. Если Б. Трояновский славился как неповторимый исполнитель русских народных песен в собственной обработке, то Н. Осипов приобрел известность как исполнитель классики.
Н. Осипов разработал и новые приемы игры, переняв их у других инструментов, например, вибрато большим пальцем, двойное вибрато, расширил возможности применения одинарного пиццикато. [67, с. 23].
Александр Сергеевич Илюхин (1900 - 1972) рано научился играть на гармонике и скрипке. Услышав в 1918 году игру Б.С. Трояновского, изучил балалайку и, некоторое время спустя, стал выступать как солист, а в 20-х годах - в дуэте с Б.С. Трояновским. В эти же годы издал свой самоучитель, а в 1939 году - двухчастную школу для балалайки, неоднократно переиздававшуюся до 1971 года (в 80-е годы вышло ещё одно ее переиздание). Ему было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР» и учёное звание доцента. Известен как автор лекций и пособий по курсу истории исполнительства на русских народных инструментах [69].
Во второй половине 1920 - 1930-х гг. наблюдается повышенный интерес к балалайке, как к концертному инструменту, среди композиторов-симфонистов. В этот период появляется ряд оригинальных сочинений для балалайки с фортепиано, симфоническими и народными оркестрами.
Борис Степанович Феоктистов (1911 - 1990) родился в Красноярске. На балалайке начал играть с пяти лет.В 1939 году стал лауреатом Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах (И премия). В 1959 году ему присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР». В его игре отмечали виртуозность, удивительное мастерство, лиричность, неповторимую манеру исполнения.
Павел Иванович Нечепоренко (1916 - 2009) родился на Украине в городе Чигирин. На балалайке начал играть с семи лет, составляя дуэт со своим отцом. В Ленинградском музыкальном училище П.И. Нечепоренко учился в классе В.И. Домбровского. Ценные советы молодому музыканту дал Б.С. Трояновский. В 1939 году на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах П.И. Нечепоренко занял поразив слушателей интерпретацией Концертной фантазии на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» П. Сарасате. После окончания консерватории становится главным дирижёром оркестра им. В.В. Андреева. Одновременно выступает в качестве солиста-балалаечника, гастролирует по стране и за рубежом. Исполнитель существенно обогатил балалаечную практику новыми приемами, например, «гитарный приём», и оригинальными сочинениями («Вариации на тему каприса Паганини» - своеобразная энциклопедия балалаечных приёмов и штрихов). Необходимо отметить, что разработка гитарного приёма позволила исполнителю включить в свой репертуар не звучавшие ранее у балалаечников произведения Ж. Рамо, Ф. Куперена, Д. Скарлатти, Ж. Люлли, Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, Н. Паганини и других композиторов.
Евгений Григорьевич Блинов - народный артист России (1984), заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), заслуженный артист УССР (1964), действительный член Петровской академии наук и искусств (2001), лауреат Международного конкурса (1953) - воспитал прекрасных концертных исполнителей: А.Г. Рябинина, Т.Н. Кокошу, Ю.Ю. Алексика, В.А. Аверина, Ш.С. Амирова, В.Н. Ил- ляшевича1, Е.Г. Быкова и многих других.
Е. Блинов родился в 1925 году на Урале в семье страстных любителей народной песни и народных инструментов. В 1940 году Блинов поступает в Свердловское музыкальное училище, в котором проучился всего лишь два года. Как особо отличившегося студента его зачисляют в Киевскую консерваторию, эвакуированную во время Великой Отечественной войны в Свердловск. Но вскоре молодого музыканта мобилизуют в армию. После демобилизации, в 1951 году заканчивает Киевскую консерваторию по классу профессора М.М. Гелиса. Е.Г. Блинов стал первым исполнителем на Украине, представившим балалайку сольным концертом в двух отделениях (1952).
В 1953 году Е. Блинов первым из балалаечников удостаивается звания лауреата (первая премия и золотая медаль) на Международном конкурсе в Бухаресте в рамках IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. В течение десяти лет Е. Блинов сочетает работу в Киевской консерватории с концертной деятельностью, концертируя по стране и за рубежом.
С 1963 года Е. Блинов работая в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского на протяжении многих лет заведующим кафедрой, а с 1975-1985 ректором. Педагогические принципы Е.Г. Блинова определяются его отношением к музыке, взглядами на роль и задачи музыканта-исполнителя. Он требователен к основным критериям профессионального мастерства: в достижении виртуозности и культуре звука, тонкой детализации, артистизму и художественной законченности.
Александр Борисович Шалов (1927 - 2001) родился в д. Матвеево Устюжского района Вологодской области. Играл на балалайке с раннего детства, занимался в оркестре.
А.Б. Шалов - лауреат Всероссийского радиоконкурса им. Н.П. Будашкина, Международного конкурса на лучшее сочинение для русских народных инструментов, являлся действительным членом Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор. В 1997 году имя А.Б. Шалова внесено в список лауреатов Золотой Книги Санкт-Петербурга в области народного музыкального исполнительства.
Большую популярность приобрели концертные обработки А.Б. Шалова для балалайки, в основе которых лежат русские народные песни и наигрыши. Известны его методические статьи и пособия: «Основы игры на балалайке», «Обозначение балалаечных штрихов», «Совершенствование исполнительства на балалайке». Среди учеников А.Б. Шалова лауреаты Всероссийских, Всесоюзных и международных конкурсов: М. Данилов, М. Сенчуров, Д, Царенко, А. Денисенко и др.
Шауката Сабировича Амирова (1947). Это один из немногих балалаечников, которые в течение многих лет постоянно находятся в отличной исполнительской форме, демонстрируя стабильность, блестящую виртуозную технику, безупречный музыкальный вкус, артистизм, подтверждая высокие звания лауреата V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1974 г.), II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Ленинград, 1979 г.), а также лауреата двух Международных конкурсов в Италии (г. Кастельфидардо,1992, 1993 г.).
Один из лучших балалаечников страны, он концертирует во многих городах России и в разных странах мира. Музыкант имеет огромное количество фондовых записей. Благодаря сотрудничеству Ш. Амирова с уральскими композиторами были созданы Интермеццо, Соната и Концерт для балалайки В. Беккером, «Уральское концертино» В. Гудковым, «Ваталинка» и Сюита по мотивам рассказов Дж. Лондона А. Бызовым.
В творчестве Ш.С. Амирова центральное место принадлежит ансамблевому музицированию, что изначально присуще народно-инструментальному жанру на протяжении всего его исторического развития, но особенно ярко проявившемуся в настоящее время. С большим подъёмом и вдохновением Ш.С. Амиров выступает в ансамбле с ведущими мастерами отечественного народно-инструментального искусства. - баянистами: заслуженным артистом России и Башкортостана, профессором, лауреатом международного и всероссийского конкурсов Р.Ю. Шайхутдиновым, народным артистом России, лауреатом международных, всесоюзных конкурсов, профессором В.А. Семёновым, профессором Н.А. Малыгиным. Следует отметить, что своё первое звание лауреата Всесоюзного конкурса Ш.С. Амиров был удостоен за игру в ансамбле - в дуэте с баянистом С.И. Зиновьевым. Много внимания, времени, сил, энергии отдаёт Ш.С. Амиров педагогической деятельности, воспитанию молодого поколения исполнителей, педагогов. Продолжая традиции своего учителя, ученики Ш.С. Амирова принимают участие в различных конкурсах, становятся их лауреатами. Среди его выпускников 17 лауреатов и дипломантов Международных и Всероссийских конкурсов; 6 заслуженных артистов РФ и Республики Татарстан; 3 профессора, 6 доцентов, проректоры, деканы и заведующие кафедрами музыкальных вузов страны. Его выпускники ведут исполнительскую деятельность.
Ну и в завершении освещения величайших музыкантов балалаечников я хотел бы назвать выдающего балалаечника виртуоза Алексея Архиповского (1967) г.
Алексей окончил музыкальную школу по классу балалайки и Государственное музыкальное училище им. Гнесиных (отделение народных инструментов) в классе Валерия Евгеньевича Зажигина. В 1985 году стал лауреатом третьего Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах.
С 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В. П. Дубровского.
В 1998 году был приглашён в Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л. Зыкиной.
В 2002—2003 годах начинает сольную карьеру, сотрудничает с центром Стаса Намина. С 2003 года участник движения «Этносфера», фестиваля «Мамакабо», представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат.
В 2007—2009 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на открытии Первого Кинофестиваля им. Андрея Тарковского в Иваново, открывал конкурс Евровидение 2009 года и Олимпийские игры в Ванкувере в Русском доме и т. д.
Участвовал как солист в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии, джазовых фестивалях в России и за рубежом. Играл во многих радио и телепередачах, правительственных концертах и саммитах. В последние годы гастролирует по России, странам ближнего зарубежья.
Признан многими специалистами лучшим балалаечником России на сегодняшний день.
Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и 3-струнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает «мурашки по коже».
— «De Volkskrant» (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour (Гронинген, август 2006)
Уникальное владение техникой игры флажолетами и многими другими техниками. Звук поступает по проводам со звукоснимателя, непосредственно подключённого к балалайке.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Суровцев А. Н. Выдающие исполнители игры на балалайке // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/102382-vydayushchie-ispolniteli-igry-na-balalajke (дата обращения: 21.11.2024)- Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий младших школьников
- ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Певческое дыхание
- Особенности содержательной новизны ФГОС на примере химического образования
- Межпредметные связи на уроках производственного обучения как фактор повышения качества обучения
- Мои права
- Практические задачи по математике в классах с ЗПР
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12956 пользователей.
Отзывы