Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности учащихся как один из показателей повышения качества образования

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности учащихся как один из показателей повышения качества образования

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку, к чтению классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично излагать свои мысли.

Как сформулировать учебную мотивацию, которая запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на учебную деятельность на уроках русского языка и во время внеурочных занятий?

В своей педагогической деятельности я проанализировала методы собственной работы и опыт коллег и пришла к некоторым заключениям.

Для того чтобы повысить мотивацию к обучению на уроках и во внеурочных занятиях по предмету, необходимо приобщать учеников к совместному целеполаганию, планированию и прогнозированию результатов, при этом учитывать их индивидуальные психологические особенности. С этой целью на своих занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию проблемного обучения, применяю разнообразные формы, методы и виды работ.

Например, самостоятельная работа учащихся на этапе составления схем на уроках русского языка повышает мотивацию обучения, развивает умение логически мыслить. Кроме того, такая работа позволяет каждому ребенку действовать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданием, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности.

Важно, когда учащиеся осознают, что знают, умеют, могут, поэтому на своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и для слабоуспевающих, и для учеников с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым учеником. Такой подход к организации учебной работы, на мой взгляд, позволяет формировать у учащихся учебно-познавательную компетентность, учит их более осмысленно подходить к выбору средств достижения результатов.

На каждом занятии пытаюсь показать детям богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей. Высокий результат в этом плане дают интегрированные уроки. Такая работа не только развивает разговорную грамотность учащихся, но и мотивирует их мыслительные процессы, собственное творчество.

Использование мультимедийного оборудования на уроках гуманитарного цикла формирует мотивацию к обучению и ведет к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если на уроке используются мультимедийные технологии. Это способствует интеллектуальному и эстетическому развитию обучающихся, формируется их информационная культура, необходимая для будущей социологизации учащихся. Применение современных средств обучения на уроках литературы приводит к тому, что учитель совместно с учащимися создает медиатеку, включающую в себя презентации по биографиям и творчеству писателей, составляет тесты, что в свою очередь повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению данного материала, позволяет рационально использовать время урока, интересно объяснять материал и проверять его усвоение.

Условиями достижения оптимальных результатов считаю педагогическую поддержку учащихся и предоставление им возможности осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного процесса. Уделяю большое внимание внеурочной деятельности: участию ребят в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, играх, интеллектуальных турнирах…

Немаловажным моментом процесса обучения является оценка учителя. Она становится не только средством контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него ценностное отношение к результату своего труда, а через него к самому себе. Поэтому стараюсь, чтобы оценка была не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей и уважительной.

Д.Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».

Поэтому считаю, что важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию их творческих способностей, создать условия для их личного развития, нравственного взросления.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (16.76 kB)
Автор:
Учитель русского языка и литературы. Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики "Суходольская средняя школа № 5"
Дата публикации: 27.03.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Куприяшенко Е. А. Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности учащихся как один из показателей повышения качества образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/103344-doklad-na-temu-formirovanie-motivatsii-k-izucheniyu-russkogo-yazyka-i-literatury-na-urokakh-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-uchashchikhsya-kak-odin-iz-pokazatelej-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 11.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию