статья Современные образовательные технологии на уроках биологии
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на системно - деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Квест-технология
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс – технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Не секрет, что в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети, трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д. Естественно, что труд учителя должен быть направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих.
Я считаю, что современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Большую помощь в этом деле оказывает применение современных педагогических технологий.
Проблемная технология обучения.
Есть такое выражение:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.»
(Конфуций)
Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для него ты получаешь возможность “растормозить” механизм его мышления, зажечь в нём огонёк интереса и включить в активную деятельность на уроке. Поэтому на разных этапах урока я использую несколько приёмов технологии проблемного обучения.
Прием ″яркое пятно″ заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве ″яркого пятна″ могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, демонстрации непонятных явлений или наглядности. При изучении темы «Папоротникообразные растения», я рассказываю детям легенду о цветущем папоротнике накануне Ивана –Купалы. Согласны ли вы с представлением о том, что в ночь на Ивана Купалу (31 июля) с помощью цветка папоротника можно найти клад?
Повесть Н. В. Гоголя «Вечера накануне Ивана Купала». Главный герой повести Петро увидел цветение папоротника. «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.«Теперь пора!» – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках».
Говорю, что люди так и не смогли увидеть его цветок. Почему?
Урок «Культура питания». (8 класс)
Диетологи говорят: «Если отец болезни неизвестен, то её мать всегда – питание». Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно, день за днем, разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Питаясь чем, придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем. Давайте попробуем разобраться в своих ошибках в питании.
Ситуационные задачи.
Урок «Влияние курения и употребление алкоголя на организм человека» 9 класс.
1. Мама пришла домой, где увидела подруг своей дочери (сына), распивающих спиртные напитки. Представьте решение этой проблемы. 2. Ваш друг (подруга) употребляет алкоголь и курит. Ваши действия? 3. Во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери) пачку сигарет. Как решить данную проблему? 4. На дискотеке вам предложили попробовать спиртные напитки. Как выйти из данной ситуации? 5. Вы в случайной компании, видите, что распиваются спиртные напитки. Обозначьте две проблемы, представьте пути их решения.
- Проанализируйте ситуационные задачи.
- Представьте решение этих ситуаций, проанализируйте, составьте диалоги.
Ещё один приём «противоречивая информация» - я предъявляю классу несколько противоречивых фактов по изучаемой теме. Например при изучении бактерий ставлю проблемный вопрос: нужны ли бактерии на Земле или нет?
На уроках использую кейс задания.
(8 класс)
- В городскую больницу был доставлен мужчина, попавший в автокатастрофу. Его грудная клетка была пробита с двух сторон, но легкие при этом остались неповрежденными. Несмотря на все усилия врачей, пострадавший умер от удушья.
Почему это произошло, ведь легкие были неповрежденные?
Объясните этот факт.
- В истории известен следующий интересный факт:
Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это и стало причиной его смерти.
Почему?
Объясните данный факт с научной точки зрения.
- Долго шел путник в поисках пищи и воды. Добравшись до ближайшей деревни, обессиленный, он упал, потеряв сознание. Местные знахари ввели в его кровь молоко. Но путник не ожил, а тотчас скончался.
Почему?
Правильно ли поступили местные знахари?
( 11 класс).
- В одном из фермерских хозяйств случайно родился ягненок с укороченными ногами. Но такое уродство оказалось выгодно для человека, т.к. он не мог перепрыгнуть через изгородь. И фермеры оставили его для дальнейшего продолжения рода. Вскоре была создана новая порода овец.
О каком типе изменчивости идет речь.
Предложите способ выведения новой породы коротконогих овец.
Технология развития критического мышления. данная технология имеет множество плюсов: 1) включает много разнообразных приёмов и стратегий; 2) использовать различные сочетания приемов и методов обучения в зависимости от содержания материала, уровня знаний учащихся, их эмоционального настроя учащихся; 3) позволяет организовать работу учащихся в группах, в парах, индивидуально; 2) на практике реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению.
Урок с применением этой технологии базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»).
I стадия вызова
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Я использую различные приёмы и стратегии данной технологии на разных этапах урока
- Парная мозговая атака.
– Почему живые организмы Энгельс назвал белковыми телами? Учащимся предлагается вспомнить химическую организацию клетки, функции белков.
- Групповая мозговая атака.
Аукцион.
(Выигрывает тот, кто даст ответ последним).
- Назовите основные признаки класса Двудольных.
- «Корзина идей»- это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны;
- Кластер-ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует
стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока: на стадии вызова– для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили; «верные и неверные суждения» » или «верите ли вы»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
- Ключевые термины.
Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.
II стадия осмысления.
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель Процесс чтения всегда сопровождается действиями учащегося (маркировка, составление таблиц ) Использую методы
- Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
٧ | + | – | ? |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым. | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете. | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
- Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
3 стадия рефлексии
На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д
- «Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение,
состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Биология.
Естественная, молекулярная.
Изучает, классифицирует, описывает.
Наука о живой природе.
Жизнь.
Мутация
Генная, случайная
Возникает, проявляется, наследуется
Влияет на живые организмы.
Изменчивость.
- «Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут .
Например - Зачем нужны болота на Земле?
- Роль человека в биосфере.
- Туберкулёз – глобальная проблема.
- Жизнь- это…
- Применима ли клеточная инженерия к человеку.
- Дискуссия.
Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.
В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.
Пример: «Нередко приходится работать согнувшись, низко склонив голову, при этом сдавливается грудная клетка, затрудняется дыхание и кровообращение. Объясните:
– как влияет это на здоровье и почему;
– как предотвратить, ослабить отрицательное влияние такой позы. Обоснуйте ответ».
Пример: «Сравните функции рибосом и митохондрий. В чем заключается противоположность функций этих органоидов клетки? Докажите!»
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
***
Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет все здорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да!
***
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
(Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
\
- Кинезиологические упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Например, «Зеркальное рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
- Упражнения для глаз.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
- Мимические упражнения.
На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.
- Релаксация
Упражнение «Путешествие на облаке»
- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало.
Игровые технологии обучения. Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому я использую на уроках игровые моменты или формой проведения обобщающих уроков выбираю игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики.
’’Заполни пробелы”
Детям предлагается текст, в котором пропущены отдельные слова, чаще всего биологические термины. Если текст воспринимается на слух, я делаю остановку, а ученики записывают эти слова в столбик. Если даётся карточка, то вписывают эти слова в пустое окошко. Например: Клетка снаружи имеет плотную … . Под … расположено живое бесцветное полужидкое вещество - ... , в которой находится округлое или овальное тельце - ... . В цитоплазме расположены полости - ...,заполненные ... , и многочисленные мелкие тельца - ... . Зеленые пластиды носят название ...
Использование карточек с окошечками позволяет экономить время на уроке.
’’Попади точно в цель"
Выпиши номера вопросов, против них запиши номера правильных ответов.
1. Что называют тканью?
Группу клеток, имеющих одинаковое строение и выполняющих разные функции.
Группу клеток, имеющих одинаковое строение и выполняющих одинаковые функции.
Группу клеток, имеющих разное строение и выполняющих одинаковые функции.
2. Какие из перечисленных тканей входят в состав корня?
1.Образовательная.
2.Всасывающая.
3. Проводящая.
4.Покровная.
5.Основная.
"Третий лишний", "Четвертый лишний", "Пятый лишний"
Игра может быть использована при изучении любой темы. При этом могут быть использованы гербарные экземпляры, карточки с рисунками растений (биологическое лото). Игра может просто проводится на слух. Определив лишнее растение, нужно назвать признак, отсутствие которого и делает растение лишним. Признаки самые разные в зависимости от изучаемой темы: жилкование, корневая система, строение плода, видоизменение корней и т.д. Если игра проводится в виде соревнования, то я составляю задания так, чтобы в конце из первых букв лишних слов подучилось ключевое слово, а игроки должны его составить и назвать как можно быстрее хором.
Например:
Семейство Бобовые
клевер луговой
донник белый
горох посевной
клевер ползучий
земляника лесная
Игра «Рассказ-небылица»
Игру можно использовать практически при изучении любой темы. Ребята должны уличить во вранье Мюнхгаузена или поправить Незнайку, т.е. найти ошибки в их рассказе. Количество ошибок я называю детям. Рассказы. даю задание предварительно на дом (т.е. объявляю конкурс "Вралей”,’’Незнаек", "Мюнхгаузенов"). В конце игры необходимо исправить ошибки и дать объяснение. Тексты даю как легкие, так и трудные. Например "Летом я жила в деревне у бабушки. У нее большой сад. Чего там только не встретишь: вишни, яблони, груши, морковь и капуста. Больше всего я люблю есть сочные плоды вишни-ягоды. А на уроке биологии я узнала, что в цветках шиповника и сливы число пестиков одинаково.
Заинтересовать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках
Информационно-коммуникационные технологии обучения. Специфика нашего предмета, биологии, обуславливает использование большого количества наглядного материала на уроках. Возможности данного оборудования позволяют мне использовать тематические видеофильмы, анимационные ролики, аудиозаписи, а также разнообразные задания, таким образом, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сочетание текста. рисунка, анимации, звукового сопровождения «включает» максимальное количество видов памяти учащихся. Помогает это и при проведении лабораторных работ: На своих уроках я использую школьные электронные учебники по биологии, создаю и применяю авторские презентации. Компьютер и мульмедийное оборудование я использую на различных этапах урока: на этапе вызова информации, при объяснении нового материала, закреплении, контроле.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
Список литературы:
- Е.А. Галкина Технологии обучения биологии: Учебно-методическое пособие. – М.: ИПК КГПУ, 2011.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Иванцова Л. И. Применение информационно-коммуникационных технологий в предпрофильном обучении. 2014.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пушкарская С. В. Современные образовательные технологии на уроках биологии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/105232-doklad-sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-na-urokakh-biologii (дата обращения: 04.12.2024)- Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка
- Эффективность использования новых подходов преподования и обучения для развития учебных достижений обучающихся
- Организация адаптационного периода детей с ОВЗ в условиях дома ребёнка
- Опыт преподавания нестандартных уроков иностранного языка
- Особенности развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста развивающихся в норме и имеющих нарушение зрения
- Формы работы внеурочной деятельности в сфере обеспечения охраны здоровья и формирования культуры здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ
- ПРИЧИНЫ СКВЕРНОСЛОВИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3605 пользователей.
Отзывы