статья Значение религии в современном обществе
Значение религии в современном обществе
The importance of religion and faith in modern society
Авторы: Скипин Вячеслав Андреевич
Шпеньков Егор Артемович
Уральский институт ГПС МЧС России
Россия,г.Екатеринбург
Authors:
Vyacheslav Andreevich Skipin
Shpenkov Egor Artemovich
Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia
Russia,Yekaterinburg
Научный руководитель:
Доцент кафедры гуманитарных наук и философии
Петухова Татьяна Николаевна
Scientific supervisor:
Associate Professor of the Department of Humanities and Philosophy
Petukhova Tatiana Nikolaevna
Аннотация:
Авторы в статье рассматривают роль религии в обществе. Внимание акцентируют на том, что в современном обществе для изучения религии используют много методов и подходов. Также с развитием человеческого общества религия была подвергнута многим изменениям, эволюционировав от преанемизма до монотеизма.
Ключевые слова: религия, современное общество, вера, мир.
Религия является одним из первых социальных институтов, испокон веков она является частью внутреннего мира каждого человека. И даже, когда человек не верит, он знает о религии. Религия носит массовый характер, она влияет на общественное сознание и на общественное поведение, она его направляет, формирует и изменяет.
Религия – это форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное , в надчеловеческий и духовный мир, включающий в себя религиозные обряды, традиции и нормы поведения. Существует множество теорий возникновения религии, однако все они сводятся к тому, что зарождение религии связанно со временем появления у человека абстрактного мышления и невозможности дать объяснение происходящим вокруг него процессам и явлениям с точки зрения логики или научных знаний.
Исторически существовали и существуют конкретные религии (около 5000), «религии вообще» не было и нет. Для того чтобы обозреть многообразный мир религиозных явлений, в науке разрабатывают соответствующее понятие, а определения этого понятия имеют большое эвристическое значение. В учениях о религии, развивавшихся в европейской традиции, имеется множество подходов к объяснению (определению) религии: с позиций теологии (в соответствующем конфессиональном исполнении - Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, Р. Отто и др. , и философии - Д. Юм, И. Кант, Б. Бауэр, и др.; социологии-Г. Спенсер, О. Конт, и др.; и этнологии- Э.Б. Тайлор, Дж. Фрэзер, Р.Р. Маретт и др.); общей и социальной психологии- В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо и др.; мифологии- М. Мюллер, А. Кун, Я. Гримм, и др.; и структурной лингвистики-Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, М.П. Фуко и др.; и проч. Используют различные методы объяснения - дескриптивный, генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, феноменолого-герменевтический, диалектический и др. Неудивительно, что характеристик-определений религии сформулировано немало (около 250), и каждое из них включает содержание-аналог исходного мировоззренческого и методологического принципа [1].
Большинство стран мира не обязывает своих граждан придерживаться религиозных канонов. За редким исключением (например, в Саудовской Аравии, Судане, Афганистане и других исламских странах отступничество от веры грозит смертной казнью), люди добровольно становятся верующими, участвуют в церковных богослужениях, соблюдают пост. Это желание может быть связано со следующими причинами:
Поиск смысла жизни. Нам нужна уверенность в том, что мы все делаем правильно и стремимся к важной цели. Для верующего человека целью становится духовное самосовершенствование, основанное на исполнении религиозных предписаний.
Страх смерти. Что произойдет, когда земное существование оборвется? Мы подсознательно хотим верить в то, что смерть станет лишь одним из этапов нашего пути.
Стремление к справедливости. Мы хотим, чтобы хорошие люди были вознаграждены, а плохие — наказаны. Осознание того, что злодеев так и не настигнет справедливая кара, способно вогнать в депрессию, поставить крест на духовном развитии.
Попытка объяснить то, что непонятно. Ученый-когнитивист Джастин Барретт утверждает, что именно особенности человеческой психики заставляют человека поверить в то, что нельзя доказать. Например, если после молитвы прошла головная боль, верующие считают, что им помогли высшие силы [2].
В 2015 году ВЦИОМ провел опрос, показавший, как изменилась роль религии в жизни россиян за 25 лет. Выяснилось, что люди стали хуже относиться к увеличению числа верующих в обществе. В 1990-м 61% опрошенных согласились с тем, что распространение религиозных убеждений приносит пользу, а спустя четверть века так считала только треть респондентов (36%).О вреде религии для общества стали говорить чаще: с 5% в 1990 году до 23% в 2015-м. При этом 48% респондентов одобрили возведение возле их дома культовых сооружений, но только если там будут проводиться богослужения их веры. Когда речь зашла о других религиозных объектах, позитивный настрой сохранили лишь 20% опрошенных [3].
Подводя итоги можно сказать, что есть много искренне верующих людей, которые знают, зачем и для чего им это нужно. Независимо от того к какой из религий мира они принадлежат. Для Бога, если он есть, важна искренность веры, а не простое исполнение ритуалов. Лицемерие церковной системы и каждого отдельно взятого человека ничем не поможет в конце жизненного пути. Выбор между верить или не верить должен быть осознанным. Хотите верить? Верьте! Но только честно. И для этого совсем необязательно ходить в храм. На самом - то деле Бог у каждого свой и даже в XXI веке он нам необходим. Иначе, жизнь теряет смысл и превращается в бессмысленное существование.
Abstract:
The authors of the article consider the role of religion in society. Attention is focused on the fact that in modern society many methods and approaches are used to study religion. Also, with the development of human society, religion has been subjected to many changes, evolving from pre-anemism to monotheism.
Keywords: Religion, modern society, faith, world.
Religion is one of the first social institutions, from time immemorial it has been a part of the inner world of every person. And even when a person does not believe, he knows about religion. Religion has a mass character, it influences public consciousness and public behavior, it directs, shapes and changes it.
Historically, there were and there are specific religions (about 5000), there was no "religion at all" and there is not. In order to survey the diverse world of religious phenomena, an appropriate concept is being developed in science, and the definitions of this concept have great heuristic significance. In the teachings on religion developed in the European tradition, there are many approaches to the explanation (definition) of religion: from the standpoint of theology (in the appropriate confessional version - F. Schleiermacher, E. Trelch, R. Otto, et al., and philosophy - D. Hume, I. Kant, B. Bauer, et al.; sociology-G. Spencer, O. Comte, et al.; and ethnology - E.B. Tylor, J. Fraser, R.R. Marette, etc.); general and social psychology - V. Wundt, W. James, T. Ribot, etc.; mythology - M. Muller, A. Kuhn, J. Grimm, etc.; and structural linguistics-F. de Saussure, C. Levi-Strauss, M.P. Foucault, etc.; and so on. Various methods of explanation are used - descriptive, genetic, comparative-historical, structural-functional, phenomenological-hermeneutic, dialectical, etc. It is not surprising that there are many characteristics-definitions of religion (about 250), and each of them includes a content-an analogue of the original ideological and methodological principle [1].
Most countries of the world do not oblige their citizens to adhere to religious canons. With rare exceptions (for example, in Saudi Arabia, Sudan, Afghanistan and other Islamic countries, apostasy from the faith threatens with the death penalty), people voluntarily become believers, participate in church services, and observe fasting. This desire may be due to the following reasons:
The search for the meaning of life. We need confidence that we are doing everything right and striving for an important goal. For a believer, the goal becomes spiritual self-improvement based on the fulfillment of religious prescriptions.
Fear of death. What will happen when the earthly existence ends? We subconsciously want to believe that death will be just one of the stages of our journey.
The pursuit of justice. We want good people to be rewarded and bad people to be punished. The realization that the villains will never be overtaken by a just punishment can drive them into depression, put an end to spiritual development.
An attempt to explain what is not clear. Cognitive scientist Justin Barrett argues that it is the peculiarities of the human psyche that make a person believe in something that cannot be proved. For example, if a headache has passed after prayer, believers believe that higher powers have helped them [2].
In 2015, VTsIOM conducted a survey showing how the role of religion in the life of Russians has changed over 25 years. It turned out that people began to feel worse about the increase in the number of believers in society. In 1990, 61% of respondents agreed that spreading religious beliefs is beneficial, and a quarter of a century later, only a third of respondents (36%) thought so.The harm of religion for society began to be talked about more often: from 5% in 1990 to 23% in 2015. At the same time, 48% of respondents approved the construction of places of worship near their home, but only if services of their faith will be held there. When it came to other religious sites, only 20% of respondents retained a positive attitude [3].
Summing up, we can say that there are many sincerely believing people who know why and why they need it. Regardless of which of the religions of the world they belong to. For God, if there is one, the sincerity of faith is important, not the simple performance of rituals. The hypocrisy of the church system and each individual person will not help in any way at the end of life. The choice between believing or not believing should be conscious. Do you want to believe? Believe me! But only honestly. And it is not necessary to go to the temple for this. In fact, everyone has their own God, and even in the 21st century we need him. Otherwise, life loses its meaning and turns into a meaningless existence.
Литература:
- 1. Яблокин Н.И. Понятие и функции религии.
Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-funktsii-religii?ysclid=lav1k7wg4i5421628
- 2. Баррет Д. Роль религии в психике.
Режим доступа: https://plus-one.ru/manual/2022/03/18/chto-takoe-religiya-i-kakova-ee-rol-v-zhizni-obshchestva
- 3. Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzo r/religiya-za-i-protiv.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Скипин В. А. Значение религии в современном обществе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108898-znachenie-religii-v-sovremennom-obshchestve (дата обращения: 14.11.2024)- Большая и малая Родина
- Готов ли ребёнок к школе
- Применение информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе
- Подготовка к выступлению
- ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
- Статистика употребления алкоголя в России за 2022 год
- Организация занятий по флорболу и хоккею в рамках занятий адаптивной физической культурой и социализация детей с ограниченными возможностями через эти виды спорта
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 13872 пользователя.
Отзывы