статья Особенности традиционного и инновационного обучения и воспитания
ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Папаха Н.В.
Фролова И.С.
Совершенствование и развитие являются неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы и методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот процесс не обошёл стороной и образование, что обусловливает необходимость его развития.
Актуализация данной проблемы возникла в связи с кризисом традиционной системы образования и необходимостью ее модернизации в русле формирующейся концепции личностно-ориентированного образования. Поэтому этот актуальный вопрос остается главным и важным в практической деятельности педагогов.
Основной целью традиционного образования являлось формирование системы знаний и овладение основами наук.
Термин "традиционное образование" подразумевает, такую организацию образования, которая сложилась в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных ещё Я. Коменским. К этим принципам относят: научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему); доступность (от известного к неизвестному, от легкого - к трудному); прочность (повторение - мать учения); сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности; принцип связи теории с практикой. [3]
Проблеме педагогического новаторства, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого: А.Ф. Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие. Деятелями образования советского периода являются П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Современные педагоги-исследователи В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков. [2]
Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.
Новаторство в педагогической интерпретации подразумевает нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса, повышающие эффективность образования в целом.
В XXI веке происходят существенные изменения в сфере образования.
Согласно ФГОС образование должно быть направлено на формирование и развитие личности, способной с максимальной эффективностью реализовывать свои индивидуальные способности, творческий потенциал, интеллектуальные и нравственные возможности. [4]
На смену отдельным традиционным формам и методам обучения и воспитания приходят целостные новаторские, инновационные образовательные технологии, формы и методы.
Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».
Новаторством или инновацией в организации образовательного и воспитательного процессов можно назвать такую форму, которая построена на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях, позволяющих достигнуть образовательных и воспитательных эффектов, которые характеризуются: усвоением максимального объема знаний; максимальной творческой активностью; широким спектром практических умений и навыков.
Целью работы педагогов-новаторов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но и комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка.
Образовательные учреждения инновационного типа ориентированы не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.
Что же можно считать новаторством или инновациями в обучении и воспитании? К инновациям можно отнести: инновационное оборудование; инновационные методы и приемы; инновационные технологии. Инновации в воспитании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
XXI век дает заказ на выпускников, обладающих невероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике, т.е. успешно социализироваться во взрослой жизни. В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно научить школьников работать сплочено. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. И по-прежнему педагогов-новаторов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. [1]
Основными методическими инновациями можно считать применение активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения и воспитания, которые:
- способствуют росту интереса к предмету;
- ускоряют процесс обучения;
- улучшают качество усвоения материала;
- обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию;
- способствуют сотрудничеству учителя и ученика;
- развивают коммуникативную компетенцию.
В заключении следует отметить, что новаторство в педагогике всегда было одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показывают, что современное образование в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей и педагогов-новаторов.
Литература:
1.Абрамов А. М. Российское образование в XXI веке: новые рубежи/М.: Наука, 2001.- 106с.
2.Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества/М.: Просвещение, 1993.-268с.
3.Каменский Я.А.Избранные педагогические сочинения/М.:Педагогика,2005. – 360с.
4.ФГОС
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Фролова И. С. Особенности традиционного и инновационного обучения и воспитания // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115391-osobennosti-traditsionnogo-i-innovatsionnogo-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 15.11.2024)- Взаимодействие родителей, детей и педагогов
- Инфографика как средство привлечения внимания к информации об уличной еде Южной Кореи в рамках индивидуального проекта
- Суверенность психологического пространства молодых супругов в контексте психологического благополучия
- Из опыта работы. Первые шаги обучения счёту. VIII вид, индивидуальное обучение
- Актуальность психолого-педагогического сопровождения учащихся
- ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5160 пользователей.
Отзывы