статья Анализ причин самоповреждающего поведения у подростков
Причины самоповреждающего поведения у подростков.
Принято считать, что когда дети достигают подросткового возраста, родители встречаются с целым набором проблем в их поведении, но очень важно помнить, что и сами подростки сталкиваются с не меньшими проблемами, которые взрослые не воспринимают всерьез.
В ряде случаев родители самоповреждающее поведение подростков не считают чем-то особенно опасным, скорее блажью или попыткой привлечь внимание. А вместе с тем это явление становится все более частым.
К сожалению, в своей работе с подростками и мне пришлось столкнуться с самоповреждающем поведением. И хоть это были единичные случаи, но они заставили задуматься, а каковы, же основные причины данного явления в подростковой среде?
Селфхарм (аутоагрессия) — это самоповреждающее поведение: нанесение себе порезов, ожогов, удары головой или руками о стены с целью облегчить эмоциональное состояние. СЛАЙД 2.
Акты самоповреждающего поведения можно встретить не только при нарушенном психическом развитии, но и при нормальном развитии. СЛАЙД 3
……
В качестве базовых социальных факторов, запускающих самоповреждающее поведение можно рассматривать: СЛАЙД 4.
- Эмоциональные;
- Межличностные;
- Семейные.
Эмоциональные:
- самонаказание (немалая часть тех, кто наносит себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия: эмоционального, физического или сексуального насилия, и вот становясь старше, они продолжают наказывать уже себя сами);
Пример: В одной беседе с девочкой 13 лет, спрашиваем: «Зачем ты царапаешь себе руки до крови?», ответ подростка: «Ну, меня же ругают!». После продолжительной беседы выясняется, что в семье, когда ее ругали за любую провинность, сопровождалось телесными наказаниями.
- месть собственному телу, наказание (часто девочки, которым не удаётся соответствовать модным параметрам, например, похудеть, ненавидят своё тело и наказывают его);
- эксперименты со своим телом (так подростки осваивают область боли и смерти);
- выражение или подавление сексуальности (у подростков идет половое созревание, и подростки ещё не знают, как правильно вести себя, как справляться);
- перевод душевной боли в физическую (порезал – успокоился и даже заснуть удаётся);
- у подростка слишком много эмоций, и выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять такими эмоциями, направляются внутрь, а не наружу, с которыми он не может справиться и, а боль от самоповреждения дает им выход;
- пустота, нереальность происходящего, потеря чувствительности (тело как бы не моё, «всё серо, всё не интересно», ощущения блекнут, а боль возвращает в реальность, я чувствую себя живым);
Пример: Мама обратилась за помощью. Дома, когда ее 14-летняя дочь переодевалась, она заметила глубокий, уже заживающий порез. На все вопросы, что это и откуда он взялся, дочь отмалчивалась. Надо отметить, что семья благополучная, ребенок хорошо учится, успешно занимается вокалом, имеет достижения.
Уже при личной продолжительной беседе с ребенком, выясняется, что «всё надоело, ничего не интересно», и таким образом она решила себя «встряхнуть».
- чтобы не совершать попытки самоубийства.
Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, а в ряде случаев и эйфорию это связано с тем, что вследствие самоповреждения идет выделение эндорфинов, действие которых и способствует улучшению эмоционального состояния.
Еще одна группа факторов запускающих механизм самоповреждающего поведения.
Межличностные:
- проблемные отношения со сверстниками, буллинг(травля).
Если подросток часто подвергается травле и не может этому противостоять, то может нанести себе порезы, чтобы напугать обидчиков, чтобы они отстали, или же наносит себе повреждения, чтобы наказать себя за слабость, невозможность противостоять;
- перфекционизм подростка и его окружения. Если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения;
- наличие самоповреждающих форм поведения в референтной группе (Наличие порезов свидетельствует, что подросток «свой», принадлежит к определённому кругу, где его понимают);
Пример: Беседа с 2мя подростками, которых привела классный руководитель, когда увидела, что они, сидя на задней парте, циркулем царапают на запястье. На вопрос, зачем? Ответ: Так надо.
- мода среди сверстников (если начали играть в одну игру, то пока не наиграются, будет продолжаться, способствуют этому и социальные интернет-группы, поддерживающие интерес к данной теме).
Пример: Медсестра в короткий период, рассказала, что увидела рисунки на теле, как потом выяснилось, у двух девочек – КИТ (у 1й – на щиколотке, у 2й – на запястье), у одной девочки надпись – 4:20, также на запястье. После беседы получаем ответ: Да ничего это такого не значит – просто сделали и все, в соцсетях увидели.
Надо отметить, медсестра, не случайно нам рассказала и обратила внимание на рисунки. Как только пришла мода на подобные группы «синий кит», «разбуди меня в 4:20» и тому подобные. Мы задумались, как выяснить на ранней стадии, что дети решили «поиграть»? Явно нельзя. Тогда мы и подумали о привлечении медицинского работника, которая в силу своих обязанностей, не вызывая подозрений, может осмотреть детей.
Семейные:
- желание повлиять на поведение других членов семьи (попытаться показать, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело);
- одиночество и проблемы в семейных отношениях, когда нет тёплых и доверительных отношений;
- семейная враждебность и постоянная критика со стороны родителей;
- смерть или развод в семье;
- дисфункциональная семья («будем жить вместе только ради детей»);
- семейные аутодеструктивные формы поведения (саморазрушающие);
- Нежданный ребенок в семье, безразличное отношение к ребенку, недостаток любви и проявления её, безучастность к жизни подростка, публичные унижения и оскорбления, отсутствие эмоциональной связи с ребенком, подавление эмоций ребенка.
И все же в большинстве своем ненависть, первоначально предназначаемая родителям, которые не понимают или делают больно, но т.к. родительские фигуры все еще очень сильно нужны подростку, возникает страх разрушить их своей ненавистью, и соответственно они не могут быть объектом выплеска отрицательных эмоций, поэтому ненависть обращается на себя. Бессилие вызвано ощущением, невозможности, получить утешение и понимание от родителей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Морозова А. Г. Анализ причин самоповреждающего поведения у подростков // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115697-analiz-prichin-samopovrezhdayushchego-povedeniya-u-podrostkov (дата обращения: 21.11.2024)- Интерактивные технологии как одна из составляющих компетентностного подхода в системе работы учителя
- Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду
- Развитие музыкальности игровым методом у учащихся младших классов на уроке ритмики
- Формирование нравственных ценностей на уроках самопознания
- Обучающие тесты
- Формирование коммуникативной компетенции через использование проектной деятельности на уроках истории и обществознания
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия на уроках математики
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3036 пользователей.
Отзывы