Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Анализ причин самоповреждающего поведения у подростков

Причины самоповреждающего поведения у подростков.

 

Принято считать, что когда дети достигают подросткового возраста, родители встречаются с целым набором проблем в их поведении, но очень важно помнить, что и сами подростки сталкиваются с не меньшими проблемами, которые взрослые не воспринимают всерьез.

В ряде случаев родители самоповреждающее  поведение подростков не считают чем-то  особенно опасным, скорее блажью или попыткой привлечь внимание. А вместе с тем это явление становится все более частым.

К сожалению, в своей работе с подростками и мне пришлось столкнуться с самоповреждающем поведением. И хоть это были единичные случаи, но они заставили задуматься, а каковы, же основные причины данного явления в подростковой среде?

Селфхарм (аутоагрессия) — это самоповреждающее поведение: нанесение себе порезов, ожогов, удары головой или руками о стены с целью облегчить эмоциональное состояние. СЛАЙД 2.

Акты самоповреждающего поведения можно встретить не только при   нарушенном психическом развитии, но и при нормальном развитии. СЛАЙД 3

……

В качестве базовых социальных факторов, запускающих самоповреждающее поведение можно рассматривать: СЛАЙД 4.

  • Эмоциональные;
  • Межличностные;
  • Семейные.

Эмоциональные:

  • самонаказание (немалая часть тех, кто наносит себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия: эмоционального, физического или сексуального насилия, и вот становясь старше, они продолжают наказывать уже себя сами);

      Пример: В одной беседе с девочкой 13 лет, спрашиваем: «Зачем ты царапаешь себе руки до крови?», ответ подростка: «Ну, меня же ругают!». После продолжительной беседы выясняется, что в семье, когда ее ругали за любую провинность, сопровождалось телесными наказаниями.

  • месть собственному телу, наказание (часто девочки, которым не удаётся соответствовать модным параметрам, например, похудеть, ненавидят своё тело и наказывают его);
  • эксперименты со своим телом (так подростки осваивают область боли и смерти);
  • выражение или подавление сексуальности (у подростков идет половое созревание, и подростки ещё не знают, как правильно вести себя, как справляться);
  • перевод душевной боли в физическую (порезал – успокоился и даже заснуть удаётся);
  • у подростка слишком много эмоций, и выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять такими эмоциями, направляются внутрь, а не наружу, с которыми он не может справиться и, а боль от самоповреждения дает им выход;
  • пустота, нереальность происходящего, потеря чувствительности (тело как бы не моё, «всё серо, всё не интересно», ощущения блекнут, а боль возвращает в реальность, я чувствую себя живым);

 Пример:   Мама обратилась за помощью. Дома, когда ее 14-летняя дочь переодевалась, она заметила глубокий, уже заживающий порез. На все вопросы, что это и откуда он взялся, дочь отмалчивалась. Надо отметить, что семья благополучная, ребенок хорошо учится, успешно занимается вокалом, имеет достижения.

                      Уже при личной продолжительной беседе с ребенком, выясняется, что «всё надоело, ничего не интересно», и таким образом она решила себя «встряхнуть».

  • чтобы не совершать попытки самоубийства.

Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, а в ряде случаев и эйфорию это связано с тем, что вследствие самоповреждения идет выделение эндорфинов, действие которых и способствует улучшению эмоционального состояния.

Еще одна группа факторов запускающих механизм самоповреждающего поведения.

Межличностные:

  • проблемные отношения со сверстниками, буллинг(травля).

 Если подросток часто подвергается травле и не может этому противостоять, то может нанести себе порезы, чтобы напугать обидчиков,  чтобы они отстали, или же наносит себе повреждения, чтобы наказать себя за слабость, невозможность противостоять;

  • перфекционизм подростка и его окружения. Если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения;
  • наличие самоповреждающих форм поведения в референтной группе (Наличие порезов свидетельствует, что подросток «свой», принадлежит к определённому кругу, где его понимают);

Пример:  Беседа с 2мя подростками, которых привела классный руководитель, когда увидела, что они, сидя на задней парте, циркулем царапают на запястье. На вопрос, зачем? Ответ: Так надо.

  • мода среди сверстников (если начали играть в одну игру, то пока не наиграются, будет продолжаться, способствуют этому и социальные интернет-группы, поддерживающие интерес к данной теме).

   Пример:  Медсестра в короткий период, рассказала, что увидела рисунки на теле, как потом выяснилось, у двух девочек – КИТ (у 1й – на щиколотке, у 2й – на запястье), у одной девочки  надпись – 4:20, также на запястье. После беседы получаем ответ: Да ничего это такого не значит – просто сделали и все, в соцсетях увидели.

Надо отметить, медсестра, не случайно нам рассказала и обратила внимание на рисунки. Как только пришла мода на подобные группы «синий кит», «разбуди меня в 4:20» и тому подобные. Мы задумались, как выяснить на ранней стадии, что дети решили «поиграть»? Явно нельзя. Тогда мы и подумали о привлечении медицинского работника, которая в силу своих обязанностей, не вызывая подозрений, может осмотреть детей.

Семейные:

  • желание повлиять на поведение других членов семьи (попытаться показать, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело);
  • одиночество и проблемы в семейных отношениях, когда нет тёплых и доверительных отношений;
  • семейная враждебность и постоянная критика со стороны родителей;
  • смерть или развод в семье;
  • дисфункциональная семья («будем жить вместе только ради детей»);
  • семейные аутодеструктивные формы поведения (саморазрушающие);
  • Нежданный ребенок в семье, безразличное отношение к ребенку, недостаток любви и проявления её, безучастность к жизни подростка, публичные унижения и оскорбления, отсутствие эмоциональной связи с ребенком, подавление эмоций ребенка.

И все же в большинстве своем ненависть, первоначально предназначаемая родителям, которые не понимают или делают больно, но т.к. родительские фигуры все еще очень сильно нужны подростку, возникает страх разрушить их своей ненавистью, и соответственно они не могут быть объектом выплеска отрицательных эмоций, поэтому ненависть обращается на себя. Бессилие вызвано ощущением, невозможности, получить утешение и понимание от родителей.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (24.61 kB)
Автор:
социальный педагог, МАОУ "СОШ №31"
Дата публикации: 19.09.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Морозова А. Г. Анализ причин самоповреждающего поведения у подростков // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115697-analiz-prichin-samopovrezhdayushchego-povedeniya-u-podrostkov (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию