статья Использование различных форм ИКТ на уроке музыкальной литературы в детской школе искусств
В настоящее время все чаще обращается внимание на сведение роли дополнительного образования к реализации воспитательной функции и все чаще поднимается тема социализирующего воздействия дополнительного образования на подрастающее поколение.
XXI век – эпоха новых компьютерных технологий, которые занимают все больше места в системе социализации подрастающего поколения. В современном мире трудно представить себе область, куда бы ни проникли компьютерные технологии. Сфера образования давно не является исключением.
Социализация – это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, который происходит как под влиянием внешней среды (воспитание, обучение, СМИ), так и в результате самовосприятия и самомоделирования жизни, которые помогают ему функционировать как в конкретном обществе, так и в мировом пространстве.
Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте. На подростка сильное влияние оказывают микро- и макросреда, различные социальные институты; появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т.д.). Большое социальное значение приобретает процесс приобщения подростков и молодежи к среде взаимодействия взрослых и сознательного определения своего места в этой среде, а также изучения существующих правил общения.
«Общение – столь же социальное, сколь и индивидуальное явление», - утверждал психолог Б.Г.Ананьев. Воспитание молодых людей, умеющих сотрудничать, вести диалог, проявлять гибкость мышления при решении социальных и интеллектуальных задач, взаимодействовать на равных, представляется сегодня значимым и совершенно необходимым.
В ранней юности процесс формирования личности и ее социализация еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование информационных технологий при работе с детьми необходимо. Огромный информационный поток, проходящий через жизнь человека со все возрастающей скоростью, требует такой же скорости и гибкости восприятия, умения быстро усваивать, анализировать и доносить до других людей необходимую информацию.
Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира. Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и, в то же время, усидчивость, внимательность, сосредоточенность.
Использование информационных технологий не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирование его личности, обогащение интеллектуальной сферы.
И в то же время, живя в условиях массовой культуры и засилия готовых информационных шаблонов, дети лишаются возможности развивать свою память, фантазию и критическое мышление. Естественно, что урочная деятельность и дополнительное образование, построенные на работе с учебником и учителем, кажутся учащимся скучными и неинтересными. Повысить интерес и мотивацию к познавательной деятельности можно с помощью мультимедийных технологий. Именно они изменят образовательный процесс: задания станут наглядными, примеры яркими и запоминающимися, а визуализации изучаемых объектов помогут развить творческие способности детей и тренировать их память.
С помощью мультимедийных уроков можно активно развивать познавательную деятельность учащихся. Кроме того, учитель и преподаватель перестанут занимать доминирующую роль на уроке, что особенно важно в настоящее время, когда дети утрачивают интерес к образованию в целом, и учатся, в основном, по принуждению родителей. Ситуация, создаваемая на уроке наглядными мультимедийными способами, позволяет в ненавязчивой, необычной, нестандартной форме вести учебный процесс. Я уверена, что мультимедийные разработки в самых разнообразных формах на уроках и во внеурочное время должны использоваться наряду со всем многообразием других форм и методов обучения в школе, причем на всех ее ступенях (начальная, средняя и старшая).
Кроме выполнения практических работ в компьютерных программах, практикуется и презентационная форма занятий, когда дети на экране показывают товарищам свои работы и рассказывают, какими средствами достигнут результат. Это не только позволяет детям поделиться находками и достижениями, но и вводят в их лексикон компьютерную терминологию. Кроме того, такая форма занятий дает детям первый опыт общения с аудиторией при использовании компьютера и проекционного экрана, что в дальнейшем широко применяется при работе с презентациями.
Презентация – это новое наглядное средство воспитания и обучения детей; применяя ее, я добиваюсь решения многих учебных задач. Если для моих учеников урок становится интересным, и они с удовольствием готовятся к нему, то это значит, что я достигла главной цели – приобретенные знания учащимися по моему предмету будут на высоком уровне.
При выполнении опережающих заданий для уроков с мультимедийными технологиями ребята развивают и закрепляют навыки анализа музыкальных произведений, творческого стиля композитора, в работе с нотной литературой, подборкой научно-популярной литературы, интернетом и другими средствами массовой информации. При этом они учатся отбирать главное, интересное из огромного потока информации. Формируется логическое мышление, активный поиск необходимого материала заставляет детей думать и видеть плоды своего труда.
Даже самые трудные и слабые дети раскрываются в работе с хорошо известными им мультимедийными ресурсами, стараются внести свой вклад в работу группы, в состав которой они входят, с другой стороны, сильные ученики, как правило, выполняющие роль ведущего, стараются помочь им в выполнении заданий повышенной сложности. Тем самым реализуется дифференцированный подход к обучению учащихся и контролю знаний. Кроме этого, решается очень важная воспитательная задача - развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе, взаимопомощь в различных ситуациях.
При подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям учащимся необходимо применение знаний по другим предметам: сольфеджио, музыкальной литературе, музыкальной грамоте и др.; часто дети художественно оформляют свои работы, что дает широкие возможности для осуществления межпредметных связей. Участвуя в деловых играх (например, урок-экскурсия), ребята чувствуют себя в роли взрослых людей, это вырабатывает чувство ответственности за других, за решение, которое они принимают, за выполнение поставленных задач.
Мультимедийные проекты могут очень сильно варьироваться в зависимости от поставленных целей по времени и технологии проведения. Постановка задачи в начале урока в виде ребуса или загадки, сделанной силами мультимедийной техники, позволит заинтересовать ребят и показать необходимость изучения новой темы. Обсуждение нового материала, его закрепление и проверка займет на занятии гораздо меньше времени, а качество полученных знаний заметно повысится.
Обобщая все сказанное, могу отметить, что урок или внеклассное мероприятие с применением мультимедийной презентации изменится. Станут уместными новые коллективные и индивидуальные формы работы детей. Останется время на демонстрацию их достижений, чтобы снять страх и напряжение перед учебой, способствовать открытию каких-то новых качеств, способностей, умений. Подобные уроки и внеклассные занятия соответствуют требованиям времени: учат детей думать, добывать знания, нестандартно мыслить, искать ответы на проблемные вопросы, а значит гармонично развиваться.
Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому совершенно необходимо внедрять информационные технологии в образовательный процесс.
Список источников:
1. Лобанова Е.А. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе учителя музыки. Научно-методический журнал «Музыка в школе», №4/2013
2.Планкина Ю.В. Использование мультимедийного пособия на уроках «Слушание музыки». Научно-методический журнал «Музыка в школе», №4/2013
3.Абрашитова Е.Е. Музыкально-компьютерные технологии в сельской школе. Научно-методический журнал «Музыка в школе», №1/2009
4.Мардян Н.А. Музыка. Творчество. Компьютер. Научно-методический журнал «Музыка в школе», №1/2009
5.Красильников И.М. Музыкально-компьютерные технологии и качество творческой деятельности школьников. Научно-методический журнал «Музыка в школе», №4/2013
6.Башакина С.С. Информационные технологии как средство воспитания и развития творческих способностей детей. Научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание», №2(184)/2015
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Модина А. Н. Использование различных форм ИКТ на уроке музыкальной литературы в детской школе искусств // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/116759-ispolzovanie-razlichnykh-form-ikt-na-uroke-muzykalnoj-literatury-v-detskoj-shkole-iskusstv (дата обращения: 22.12.2024)- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Формы реализации внеурочной деятельности
- Профессиональные деформации личности педагога
- Воспитательный ресурс предметов естественно математического цикла
- Применение творческих заданий на уроках математики для развития познавательной активности учащихся начальной школы
- Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе
- ЛИДЕР КАК СОВОКУПНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ И СИТУАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК