статья Технология развивающего обучения на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций
Технология развивающего обучения на уроках русского языка , литературы и во внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций.
Актуальность проблемы развивающего обучения сегодня настолько велика, что нет, наверное, ни одного учителя , который бы не задумался над ней.
Это такой вид обучения, который характеризуется особым подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.
Технологии развивающего обучения содержат специальные методы, которые включают детей в коллективный поиск: создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, метод интриги, учебный диалог, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися.
Развитие ребёнка при этом понимается как общее развитие личности – развитие ума, воли и чувств. Учитель высказывает своё мнение, оно воспринимается обучающимися как одна из возможных точек зрения, которую нужно сравнить и соотнести с собственной точкой зрения. Из природы поисковой, исследовательской деятельности, причем, необходим только коллективный поиск истины, сопровождающийся постоянным обменом мнениями, вытекает необходимость такого общения.
Для меня интересны задачи развивающего обучения, которые состоят в том, чтобы учить детей без принуждения, без двоек, развивать у них крепкий интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску, сделать учение радостным.
Эту технологию апробировали в свое время такие педагоги, как Ильин, Шаталов, Эльконин, Давыдов и другие. Особый интерес проявляю к методической системе развивающего обучения, разработанной Д.Б.Элькониным – В.В.Давыдовым.
Использование технологии развивающего обучения и программы УУД помогают решать актуальные проблемы на уроках русского языка:
1. Формирование орфографических навыков учащихся;
2. Обогащение лексического запаса детей;
3. Овладение нормами литературного языка;
4. Формирование навыков связной устной и письменной речи;
5. Развитие творческих способностей обучающихся.
Использование данной технологии помогает развить у детей речь, воображение, гибкость ума, интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.
Формированию грамотности способствует то, что обучающиеся должны подходить к этому сознательным путём. Мною создаются проблемные ситуации, с опорой на сформированное теоретическое мышление, на умение работать с книгой, со справочниками энциклопедиями, поэтому материал на уроках не преподносится готовым. Дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять различные виды планов и тезисы.
Лексический запас обучающихся обогащается за счет систематической словарной работы в каждом классе на уроках русского языка и литературы. Эта работа повышает интерес к слову и к русскому языку в целом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности.
В развитие умения думать над словом, искать в нем смысл помогают различные творческие работы.
- Сочинения различных жанров.
- Участие в конкурсах сочинений.
- Иллюстрирование произведений.
- Словесное рисование.
- Участие в олимпиадах различного уровня.
- Участие во всероссийских конкурсах.
- Стимулирование творческой активности.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Участие в сценариях к праздничным мероприятиям.
Овладение нормами литературного языка происходит при отработки орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм. Помогают уроки развития речи по формирования культуры устной и письменной речи.
На всех уроках русского языка основным является обучение правильной речи, обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо. Ведь грамотная речь помогают ориентироваться в жизненных ситуациях.
На уроках русского языка и литературы создаю условия для творчества, так как творчество является толчком для развития речи и внутренней свободы ученика.
Дети с удовольствием сочиняют сказки ,рассказы пишут стихи и былины, синквейны. Все это делает изучение материала более увлекательным и интересным, влияет на качество творческих работ.
Систематическая работа над формированием навыков устной и письменной речи обучающихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: ученики с интересом пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов, участвуют в конференциях, в сценариях различных мероприятий различных уровней, успешно сдают устное собеседование, результативно сдают ОГЭ,ЕГЭ, пишут итоговое сочинение по литературе.
Огромную роль в развитии личности играют уроки русского языка и литературы, так как именно здесь ребёнок имеет возможность развивать свою речь, грамотность, учится общению. То есть, у ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, которые никак нельзя отделить друг от друга, так как первая из них базируется на двух других. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонней личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
Уроки русского языка и литературы предоставляют благодатную возможность для формирования этих компетентнций. Я имею немалый опыт работы в этой области.
Используя элементы данной технологии, я имею немало наработок, которые будут интересны учителям, работающим в данном направлении.
На уроках русского языка можно успешно применять методические способы и приемы развивающего обучения, способствующие развитию учащихся и позволяющих внести больше осмысленности в процесс овладения определенными навыками.
Часто на уроках использую приём « Эвристическая задача». Считаю, что это лучший способ, способный пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. Например, обычное задание – вставить буквы в текст упражнения – стараюсь изменить и сделать интересным. Это задание можно сформулировать иначе: «Работа корректора», «Работа редактора» и т.д. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес.
Очень эффективно применяю изложение информации обучающимися при диалоге «Я - составитель правила», «Я - автор деформированного текста». Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников. Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что, конечно, пригодится в будущей учебе в высших и средних учебных заведениях.
Закрепление орфографических и пунктуационных навыков часто достигается путем нового вида контроля за усвоением знаний – тестирования. Система работы с тестами позволяет поэтапно готовить учащихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Уже с 5 класса учащиеся решают тесты различной сложности, а также создают собственные, с которыми работают в паре. Это позволяет осуществлять контроль за усвоением знаний и навыков более эффективно.
Считаю эффективным составление схем, алгоритмов. Руководствуясь дифференциацией, предлагаю разный уровень сложности для разных категорий учеников. Такой вид работы помогает мне контролировать систему практических действий ученика, оперативно выявлять ошибку в рассуждениях и действиях учащегося, исправлять её. Алгоритм обеспечивает и самоконтроль: на каждом этапе даёт ученику подтверждение в правильности действий.
Использование ресурсов сети Интернет на рабочих уроках дает также ряд положительных результатов: позволяет экономить время при выполнении практических заданий, дифференцировать работу на уроке, глубже изучать творчество писателей, успешно готовиться к сдаче ОГЭ, ЕГЭ.
Дети при подготовке к урокам русского языка литературы самостоятельно находят богатый материал из ресурсов сети Интернет: делают собственные презентации к урокам, занимаются самообразованием.
Технология развивающего обучения даёт огромную возможность работать с одаренными детьми, развивать в них чувство прекрасного, заниматься языком на научном уровне. Такие дети с удовольствием занимаются проектной и поисковой деятельностью, пишут рефераты и создают научные презентации.
Особо следует остановиться на подготовке обучающихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. В процессе работы предстала вся система нашей совместной с учениками деятельности с 5 по 11 классы, четко обозначились основные проблемы и недоработки.
Прежде всего вместе с учениками были не раз выполнены задания частей 1 и 2. Несмотря на то, что в целом они оказались посильны для абсолютного большинства учащихся 11 классов, некоторые вопросы требовали того, чтобы этот материал был повторен более детально, скрупулезно.
Большая работа направлена на развитие навыка написания сочинения -рассуждения. Чтобы выпускник смог успешно написать сочинение-рассуждение, я провожу поэтапную работу с текстом в виде алгоритма и речевых клише, которые помогают обучающимся сформулировать утверждение, определить проблемы текста, выяснить позицию автора, п подобрать клише для своего сочинения – рассуждения.
На уроках использую презентации по подготовке к ОГЭ,ЕГЭ.
Технология развивающего обучения дает мне возможность повысить активность ученика и во внеурочной деятельности по предмету. Развивается и актерское мастерство школьников: ставятся литературные вечера, гостиные, праздники и устные журналы.
Таким образом, применение элементов технологии развивающего обучения помогает мне добиваться следующих результатов:
1) формирование у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей;
2) повышение мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям;
3) повышение активности учащихся во внеурочной работе по предмету, роста количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, в занятиях исследовательской работой;
4) постоянно растёт качественный показатель интеллектуального и речевого развития ребенка;
5) повышение работоспособности каждого ребенка на уроке;
6) активизируются контакты с учителем.
Как видим, на уроках русского языка и литературы формируются все ключевые
компетенции. Тем самым мне удается не только обучать детей, давая им знания, развивая
УУД, но и готовить их к жизни.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дроздова Ж. В. Технология развивающего обучения на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/118647-statya-tekhnologiya-razvivayushchego-obucheniya-na-urokakh-russkogo-yazyka-literatury-i-vneurochnoj-deyatelnosti-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsij (дата обращения: 24.11.2024)- Диагностика первоклассников
- Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО
- Трагедия мужчины. Мужской алкоголизм — что это
- ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАКАСПИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С БУХАРОЙ
- Самоорганизация детей и взрослых в образовании. Дополнительное образование детей как пространство самоорганизации
- Применение Интернет- технологий на уроках ЕМ Цикла
- Современные пятилетние дети