статья Использование метода проекта на уроках литературы в старших классах для формирования предметных компетенций
Использование метода проекта на уроках литературы в старших классах для формирования предметных компетенций
Современный выпускник школы должен отвечать всем требованиям социума: не только обладать знаниями, но и умением меняться, взаимодействовать с людьми, быть ответственным, находить выходы из трудных ситуациях, быть конкурентоспособной личностью. Инновационные технологии, в том числе и метод проектов, помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся, развивают их интеллектуальные возможности, помогают выпускнику соответствовать современным требованиям. Это невозможно без качественного чтения, развития коммуникативной компетенции. Огромное значение в этом играют уроки литературы.
По определению П.И.Третьякова, основные требования к применению методов проектов заключаются в следующем:
- развитии самостоятельных видов деятельности;
- практической, теоретической, познавательной значимости полученных результатов;
- наличии значимых для исследования проблем;
- обязательного структурирования содержательной части проектов.
Данные требования выполнимы (под руководством учителя) обучающимися старших классов на уроках литературы. К этому времени они имеют достаточные знания и умения по теории литературы, владеют основными исследовательскими методами, умеют хорошо пользоваться компьютером, имеют коммуникативными навыками, критическим мышлением.
Обучающиеся используют теоретические знания по предмету для практического решения конкретных проблем, участвуют в исследовательских проектах ,используя художественные произведения, что способствует:
- развитию у обучающихся исследовательских умений;
- развитию механизма критического мышления;
- развитию коммуникативных навыков;
- повышению личной самооценки обучающихся.
В организации исследовательских проектов на уроках литературы использую индивидуальные и групповые проекты, рассчитанные на участие всего класса. Это уроки освоения нового материала, уроки по отработке навыков решения учебных задач, уроки обобщения знаний. Последние имеют большую роль при осмыслении прочитанного произведения, для выработки своего взгляда.
Участвуя в групповом проекте, обучающихся выполняют все виды задач в установленные сроки, тщательно прорабатывают свой блок, учатся слушать и слышать, без затруднений выражать свои мысли и идеи, быть доброжелательными, тактичными.
Учитель в проекте выполняет функцию разработчика, консультанта, координатора, эксперта.
Использование метода проектов на уроках литературы позволяет решить несколько задач:
- повысить мотивацию к чтению классической литературы;
- создать условия для творческой реализации ученика;
- развить навыки поисковой деятельности.
Основной целью технологии методов проектов является создание условий для формирования читательской культуры через универсальные учебные действия и метапредметные компетенции:
- работа с учебной литературой, словарями;
- анализ текстов в соответствии с заданной темой;
- выявление и формирование основных мыслей;
- составление плана, тезисов;,
- подготовка публичного выступления и презентации.
Изучение романов имеет большое значение в формировании личности учащихся, т. к. в это время перед подростками стоит проблема выбора жизненного пути. Применение личностно-ориентированной технологии проектного обучения на этом этапе может помочь школьникам самостоятельно и осознанно сделать правильный выбор.
Приведу пример одного из учебных занятий с применением элементов данной технологии.
Тема учебного занятия: «Роль противопоставления в осмыслении романа Л.Н.Толстого «Война и мир»».
Цель учебного занятия: создание условий для выявления роли противопоставления в понимании проблем, авторской точки зрения, системы образов романа.
Задачи учебного занятия:
- Развивать информационную компетенцию (работа с текстом),
- Совершенствовать коммуникационную компетенцию (публичные выступления).
Ход учебного занятия – проекта состоит из нескольких этапов.
В процессе подготовительного этапа проходит несколько консультаций учителя по теме, задачам , обсуждению формы учебного занятия. Класс делится на группы, после чего с участниками каждой группы определяем тему, проблемы, виды деятельности, алгоритм работы.
Основываясь определением антитезы (противопоставления), выявляем ряд вопросов, которые надо исследовать и выйти на главную проблему учебного занятия. Вот некоторые из них:
- в чём смысл название романа;
- каковы главные события по нескольким сюжетным линиям;
- характеры некоторых героев;
- наиболее значимые и актуальные проблемы;
- приемы, характерные для обозначенных проблем;
- позиция автора.
Организационный этап – выбор проблем и задач для групп, пар, индивидуальные задания. Учитывая интересы обучающихся, формируются три группы, в каждой из которых есть лидер, критик, технолог. Методом мозгового штурма группа определяет конкретные задачи, методику, технологию, устанавливает сроки выполнения каждого этапа. Каждая группа учащихся формулирует свои, более конкретные темы. В том числе были такие: «Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»», «Наташа Ростова и Элен в романе», «Прекрасное и безобразное в романе: точка зрения автора».
Исполнительский этап – самый длительный и самый важный. Обучающиеся используют самые разные методы работы над проектом.
- работа с текстом: чтение, перечитывание романа, подбор фактического материала, цитат, аргументов, наблюдения по определенным алгоритмам, фиксация статистики и ее анализ.
- анализ литературоведческих материалов: гипотезы, разные точки зрения, сопоставительный анализ.
- сбор материала, определение формы его изложения, создание презентаций. Во время консультаций, работы в группах, парах выявились ключевые понятия, направления по каждой теме.
Ученики противопоставляли бездуховность, пошлость, безнравственность завсегдатаев салонов и настоящую любовь, естественность, одухотворенность лучших представителей дворянства.
В выступлениях и презентациях учащиеся показали антитезу и в приемах автора:
- монументальность исторических событий;
- подробности жизни людей;
- масштабность;
- детализацию;
- простую и ясную русскую речь;
- использование французской речи... и т.д.
Характеризуя Кутузова и Наполеона, выделили простоту, добро и правду, противопоставленные позерству, фальши и эгоцентричности. Таким образом, обучающиеся в своих выступлениях доказали: антитеза – главный прием автора, в романе ей все наполнено и соединено.
Завершающий этап – представление своих проектов, ответы на вопросы показали, насколько глубоко ученики размышляли, выработали свое мнение, открыли для себя новые заповеди великого писателя. Логика, аргументация, ссылки на дневники автора, мнения литературоведов делали их выступления убедительными. Каждая группа сделала свой вывод о роли антитезы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Выступления групп оценивались по следующим параметрам:
№ | Критерий | Количество баллов | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | ||
1. | Научность (знание текста, литературоведение, ссылки на первоисточники...) | ||||
2. | Уровень исследования, доказательность | ||||
3. | Речь, логика, собственное мнение | ||||
4. | Презентация. | ||||
5. | Ответы на вопросы. | ||||
6. | Всего баллов |
Рефлексия учебного занятия – домашнее сочинение по одной из предложенных тем:
«Чем близка мне личность Л.Н.Толстого»;
«Человеческое в человеке – высшая ценность, суть сути»,- Л.Н.Толстой;
«Мои мысли о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»;
«Идеалы прекрасного в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»;
«Роль антитезы в романе «Война и мир».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дроздова Ж. В. Использование метода проекта на уроках литературы в старших классах для формирования предметных компетенций // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/118783-statya-ispolzovanie-metoda-proekta-na-urokakh-literatury-v-starshikh-klassakh-dlya-formirovaniya-predmetnykh-kompetentsij (дата обращения: 23.12.2024)- Интерактивные методы обучения истории
- От качества образования - к качеству жизни
- Эстетическое и духовное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования
- Безопасность в образовании
- Работа со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
- Видеоурок - новый метод обучения
- Использование различных видов наглядности на уроках русского языка при изучении имени существительного