статья Музыкальный фольклор как средство развития музыкально- творческих способностей детей
Введение
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Современное общество осознаёт её как преемственность поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении. Кроме того, многие произведения были созданы самими детьми. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности.
Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы. Поэтому я думаю, что обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. Фольклор – это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.
Слово «фольклор» - в переводе с англ. – «фольк» - народ, «лор» - учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.
Детский фольклор
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
К детскому фольклору относятся:
- Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
- Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
- Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
- Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
- Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
- Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
- Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
- Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
- Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Поистине, песня - душа народа. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.
Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё, с чем он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка народную песню ничем нельзя заменить. Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Русские народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие уменьшительно-ласкательных слов, мелодичность, задушевность тона, вызывают у ребят желание говорить красиво и складно, развивают чувство ритма. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. В ней столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.
Детям очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни.
Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Тысячу раз прав А. М. Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего, в игре, игрой». Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.
Главная особенность игры - её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка. Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений.
Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Обучаясь игре, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым, развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.
Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.
Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Русские народные праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально-благоприятную обстановку.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.
Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей, помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры, на доступных детям, народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.
Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.
Список литературы
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
- Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования
- Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987
- Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000
- Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий 2001
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Снкт-Петербург, 2015
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 1997
- Каплунова И. «Ансамбль ложкарей» Санкт-Петербург, 2015
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бакшандаева М. Д. Музыкальный фольклор как средство развития музыкально- творческих способностей детей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/119330-muzykalnyj-folklor (дата обращения: 15.11.2024)- Моя личная формула успеха
- Практическое использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство организации исследования на уроках литературы
- Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над словарем русских имен во внеурочной деятельности
- Инновационная деятельность в начальной школе и ее влияние на повышение профессиональной компетентности учителя
- Здоровьесберегающие технологии в образовании
- Менеджмент в школе
- Темперамент
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7678 пользователей.
Отзывы