статья ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
При разработке системы контроля за физической подготовленностью больших контингентов людей необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что достижения во многих физических учреждениях зависят от особенностей телосложения, в частности, размеров тела. Как известно, силовые возможности различны у людей с разной массой (поэтому штангистов, борцов, боксеров на соревнованиях делят на весовые категории). Если подобные различия не принимать во внимание, то физическая подготовленность может быть оценена с очень большими неточностями: обнаруженные различия могут объясняться не действительно различным уровнем физической подготовленности, а неодинаковым телосложением.
Вопрос о связи между телосложением и моторикой человека имеет много аспектов. Его широкий всесторонний анализ можно найти в ряде работ. Остановимся на одном аспекте этой проблемы - учете особенностей телосложения при контроле за физической подготовленностью. Существуют разные возможности устранения влияния особенностей телосложения на оценку физической подготовленности. Например, выбор таких контрольных упражнений, на результатах выполнения которых особенности телосложения не отражаются, введение различных шкал оценок для лиц с разными размерами тела, использование специальных индексов и др. Однако во всех случаях использование этих вариантов контрольных тестов и систем оценок должно базироваться на экспериментальном изучении реально существующих связей между показателями телосложения, с одной стороны, и характеристиками физической подготовленности, с другой.
Изучение проблемы влияния морфологических признаков при выполнении видов испытаний, принятых в практике для оценки физической подготовленности, имеет многолетнюю историю. Первые работы в этой области относятся к 20-м годам. Интерес к этой проблеме сохранился и в последующие годы. Причин тому несколько.
Во-первых, с точки зрения анализа процесса и механизмов онтогенеза необходимо выделить в улучшении возможностей детей их составляющие, обусловленные, с одной стороны, совершенствованием центрально-нервных механизмов управления движениями и созреванием нервного и двигательного аппарата, а с другой стороны, ростом тела, то есть увеличением его размеров в ходе индивидуального развития. Например, результаты детей в прыжках в высоту могут повыситься за счет улучшения координации движений, сократительных свойств мышц, а также за счет увеличения длины тела.
Во-вторых, вопрос о связи между особенностями физического развития и физической подготовленностью может стать ключевым при прогнозировании спортивной одаренности. Особенно следует подчеркнуть значение этой проблемы для создания обоснованной системы нормативных оценок физической подготовленности детей, индивидуализации процесса физического воспитания, дальнейшего усовершенствования нормативных требований комплексов ГТО.
Известно, что результаты во многих физических упражнениях зависит от тотальных размеров тела. Например, в метаниях имеют преимущество более тяжелые дети, в прыжках в высоту - более высокие, а в упражнениях, достижения в которых определяются величинами относительной силы детей (например, подтягиваниях), преимущество остается за детьми, имеющими небольшую массу (Донской Д.Д., Зациорский В.М., 1979г.).
В теории и практике физического воспитания предлагаются два способа устранения этого нежелательного влияния антропометрических показателей на оценки, получаемые по итогам тестирования физической подготовленности. Первый способ состоит в том, чтобы использовать в качестве тестов только такие двигательные задания, на результатах которых не отражаются особенности морфологического строения тела. Однако это весьма затруднительно для реализации по следующим причинам: подобного типа упражнений сравнительно мало, и это привело бы к исключению из комплекса тестов физической подготовленности популярных физических упражнений (метаний, прыжков в высоту), а также всех упражнений, связанных с преодолением сопротивлений, создаваемых массой собственного тела.
Направление, наметившееся в практике ряда зарубежных стран, состоит в том, чтобы вводить различного рода индексы, учитывающие влияния тотальных размеров тела на результаты в отдельных физических упражнениях. Однако практическая сложность заключается в том, что при таком подходе для каждого физического упражнения или в лучшем случае для их однородной группы (например, метаний) необходимо использовать различные индексы. Это проистекает из того очевидного факта, что зависимость результатов в разных физических упражнениях от антропометрических признаков неодинакова.
Имеющиеся литературные данные о влиянии морфологических признаков на результаты выполнения видов испытаний весьма разноречивы, что, видимо, связано с различиями в программе антропологических измерений, видов испытаний физической подготовленности, в контингенте испытуемых; в методических подходах к группировке статистического материала для обработки. В работе В.М.Зациорского, Ю.М.Арестова (1964г.) указывается, что при оценке спортивных достижений необходимо учитывать физическое развитие детей.
Рассмотрим исследование, проведенное W.Ochmish (1959г.). Им обследовано 2500 детей в возрасте 9-18 лет, занимающихся физической культурой по школьной программе, с целью определить влияние отдельных признаков физического развития на результаты достижений в беге на 50 м, прыжках в длину и высоту, метании теннисного мяча.
Показано, что физическое развитие незначительно влияет на результаты выполнения упражнений в предпубертатном периоде и наиболее заметно - во время полового созревания. В более стершем возрасте его влияние опять снижается. Эти данные свидетельствуют о том, что совокупное влияние возраста и роста может достигнуть 50%.
Установлено, например, что влияние тотальных размеров тела (длина тела, масса) на показатели силы, скорости бега, прыжков и метаний наиболее ярко выражено у девочек в возрасте от 10 до 13 лет, у мальчиков до 18 лет. Из этого следует, что вариация результатов в указанных видах достижений определяется возрастом, ростом и массой тела на 20-30%.
В.В.Бунак (1962г.) указывал, что совокупное влияние возраста, роста и массы определяет вариацию в силовых и сило-ловкостных упражнениях на 75-80%. Скорость движений находится в малой зависимости от длины, массы и поверхности тела. В старших возрастных группах теснота связи спортивных достижений с размерами тела понижается.
Однако отмеченные в литературе противоречия позволяют утверждать, что проблема влияния морфологических признаков на результаты спортивных достижений не получила еще законченного экспериментального решения и требует более глубокого изучения.
Список использованной литературы.
- Арестов Ю.М. О нормативных требованиях советской системы физического воспитания. "Теория и практика ФК", 1964г., № 4.
- Бунак В.В. Факторы, определяющие физическую деятельность в период роста. М.: АПН РСФСР, 1962г., стр. 169-170.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: "ФиС", 1967г., стр. 199.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Целовальникова Л. А. ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/119549-zavisimost-dvigatelnykh-vozmozhnostej-cheloveka-ot-osobennostej-teloslozheniya (дата обращения: 21.11.2024)- Использование нестандартных техник рисования при формировании метапредметных результатов на уроках ИЗО
- Социальная работа в современном обществе
- Эффективность урока через применение современных образовательных технологий
- Подготовка к демонстрационному экзамену для специальности СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование
- Осуществление проектной деятельности в начальной школе
- Технологические аспекты медиаобразования
- Как алкоголь влияет на кровь
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 16281 пользователь.
Отзывы