статья Специфика предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
Содержание
- Предметная деятельность ребёнка раннего возраста
- Понятие задержки психомоторного развития.
- Особенности предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
- Условия успешного развития предметной деятельности ребенка
Список литературы
1. Предметная деятельность ребёнка раннего возраста
К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались уже в младенчестве.
Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста и именно она является ведущей потому, что в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В этом возрасте ребёнок открывает для себя мир окружающих предметов. Предметная деятельность состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать для малыша не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.
Взрослый становится проводником ребёнка в этот мир, полный предметов. В процессе совместной деятельности со взрослым малыш знакомится с разнообразными предметами и их свойствами. Переход к предметному восприятию является результатом овладения ребёнком простейшими действиями – манипуляциями с предметами.
Предметная деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.
Как же развиваются предметные действия?
Сначала ребёнок использует манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и так далее). Затем появляются результативные, такие как: переложил игрушку с места на место, передвинул тот или иной предмет и так далее.
На втором году жизни происходит совершенствование способов взаимодействия с предметным миром. Интенсивное психическое и моторное развитие способствует совершенствованию действий, производимых ребёнком с предметами. Появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и тому подобное).
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение и сопоставление. Характерной особенностью в возрасте от 1,5 до 2 лет является опредмеченность восприятия. Ребёнок может подобрать предметы по названию цвета, формы и размера.
На третьем году жизни у ребёнка появляется желание более чётко следовать образцу взрослого. В этом возрасте для малыша представляет интерес весь окружающий его предметный мир. Он постигает, как использовать посуду, столовые приборы, предметы быта, одежду. Таким образом происходит овладение орудийными действиями, то есть ребенок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой причесывает волосы у куклы и тому подобное).
Таким образом, уже в пределах раннего возраста предметная деятельность постепенно усложняется. [1]
В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи с тем, что происходит стремительное развитие импрессивной стороны речи ребёнка, слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь используется взрослым параллельно с действием и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через неё передается.
Обобщая выше сказанное, нужно отметить, что П.Я. Гальперин и другие исследователи изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
2. Понятие задержки психомоторного развития
Задержка психомоторного развития – это разное по степени выраженности отставание в становлении двигательной, познавательной и эмоциональной сферы, а также видов деятельности, свойственных раннему возрасту. Задержка психомоторного развития обусловлена совокупностью неблагоприятных биологических и/или социальных факторов развития ребёнка, которая в условиях специально организованной помощи может быть преодолена или в какой-то степени сглажена в раннем возрасте.
Выделяют виды или варианты задержек психомоторного развития. При первом варианте нарушения в становлении у ребёнка его психических, двигательных и речевых функций является неспецифической доброкачественной задержкой. Такие нарушения никак не связаны с повреждением мозга, и способны легко корректироваться с помощью медицины. Также, при благоприятных условиях внешней среды развитие способно само по себе компенсироваться без лечения. Вторым видом является специфическая задержка. При этом варианте задержки такое нарушение в психомоторном развитии малыша связанно с повреждением головного мозга и центральной нервной системы. Без вмешательства врачей развитие при таком нарушении не компенсируется. Степень и характер такой задержки может значительно варьировать от лёгкой до крайне тяжёлой. [4]
Варианты задержки психомоторного развития различной степени выраженности в раннем возрасте могут приводить в последующем к задержке психического развития, либо к умственной отсталости.
Отставание в развитии психомоторных функций устанавливается при сравнении с имеющимися нормативными показателями, соответствующими раннему возрасту.
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что психомоторное развитие для ребенка раннего возраста – это:
– развитие способности видеть, рассматривать, исследовать, узнавать предметы и объекты окружающей среды;
– способность узнавать и различать различные звуки;
– развитие двигательной сферы, способности к овладению двигательными навыками;
– развитие процессов внимания, памяти, мышления;
– развитие способности к взаимодействию, формирование
– психологической устойчивости. [5]
3. Особенности предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития (далее - ЗПМР).
Специфика предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР заключается в том, что эти дети отстают в овладевании предметно-манипулятивными действиями с самых ранних месяцев по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Предметная деятельность зарождается с того момента, когда ребёнок в возрасте около трёх месяцев фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает движение. Именно в этот период у нормально развивающегося ребёнка начинает возникать первый эмоциональный интерес к предметам. При ЗПМР в три месяца у ребёнка это не проявляется.
При нормальном развитии с четырёх до шести месяцев ребёнок уже тянется к игрушке и рассматривает её, держа в своей руке, перекладывает из руки в руку. У детей с проблемами в развитии эмоциональное общение со взрослыми, являющееся предпосылкой возникновения сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью, начинает складываться лишь к концу первого – началу второго года жизни. Это в значительной мере обусловлено тем, что они значительно позже, чем нормально развивающиеся малыши начинают выделять близких людей из числа окружающих и налаживать с ними эмоциональный контакт. У них долго не возникает интерес к игрушкам и не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Все это сказывается на развитии хватания, которое не формируется без специального воздействия взрослого, и восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Длительное отсутствие активного хватания, ограниченный сенсомоторный опыт приводят к существенной задержке в овладении ручными умениями и в развитии зрительно-двигательной координации (А.А.Катаева, Э.Кулеша, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева, Н.Д.Соколова и др.). [6]
В семь – девять месяцев ребёнок в норме пытается самостоятельно достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела. Ребёнок с ЗПМР не будет менять положение тела, чтобы дотянуться до того или иного предмета, так как всё ещё не проявляет должного эмоционального интереса к познанию окружающей среды. В этот же период ребёнок с нормальным психомоторным развитием захватывает мелкие предметы и уже может начинать складывать пирамидку. Также он не только рассматривает и перекладывает предметы из руки в руку, но и стучит, и размахивает различными игрушками, бросает их и следит за предметами, которые падают вниз. Дети с ЗПМР этих действий не осуществляют, либо только начинают рассматривание предметов, хватая их, но фиксация взгляда не продолжительна.
К десяти месяцам в норме малыш уже самостоятельно может играть с различными игрушками, умышленно сбрасывать их и ждать, когда мама их поднимет и отдаст ему. У ребёнка с ЗПМР умышленное сбрасывание предметов расцветает в пятнадцать месяцев, то есть в год и три месяца. Также к 10 месяцам у нормально развивающегося ребёнка появляется «пинцетный» захват, при котором он берёт маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами. Малыш уверенно собирает пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, играет в кубики и так далее. У ребёнка с ЗПМР действия с игрушками носят неустойчивый характер, отсутствует избирательное отношение к игрушкам, игровой процесс у них – это однообразное манипулирование.
В год ребёнок с нормальным психомоторным развитием может легко повторять действия взрослого в игре с тем или иным предметом. Подражательная деятельность у детей с ЗПМР развита недостаточно для того, чтобы в полной мере повторять действия с предметами за взрослым, ребёнок продолжает тянуть предметы в рот.
На втором году жизни ребёнок с нормальным психомоторным развитием начинает осваивать различные функции предметов, которые позже закрепятся. На первых порах взрослые стремятся познакомить ребёнка с основной функцией предмета, с основным правилом использования данной вещи. Однако важное значение в психическом развитии в раннем возрасте имеет и использование полифункциональных предметов. Так например, палочка может выступить в роли градусника, мостика, ложки, ножа; кубик может стать куском хлеба или мыла, кирпичом или утюгом. Подобные предметы не диктуют жестко способ их использования и предполагают определенную свободу действия, что позволяет им выступить средством овладения замещением. Замещающее действие характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания, но при задержке психомоторного развития это происходит гораздо позже.
Внутри предметной деятельности начинает зарождаться самостоятельная игра ребёнка. Сначала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама). Следующие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры уже к трём годам: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов-заместителей; воспроизведение увиденного на игрушках. Одна из ранних форм самостоятельной игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии [7]. И такая форма игры при нормальном развитии начинает появляется в начале второго года жизни. При ЗПМР у детей задатки предметной игры появляются лишь к трём годам, а использование предметов-заместителей без специального воздействия взрослого может и не появиться.
В возрасте полутора лет ребёнок с нормальным психомоторным развитием может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу, уверенно повторяет ранее видимые действия в игре, ориентируется в формах предметов: шарик, кубик, кирпичики прочее, различает предметы по величине,
обобщает предметы по существенным признакам (машинки, кубики). Для ребёнка с ЗПМР всё это вызывает трудности или не даётся вовсе.
В то время как ребёнок в норме к двум – двум с половиной годам выполняет несложные постройки из кубиков (домик, ворота и тому подобное), правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть, ребёнок с ЗПМР с этими действиями не справляется или осуществляет их только с помощью взрослого.
В два с половиной – три года нормально развивающийся ребёнок подбирает по образцу и просьбе предметы основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) или основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, а иногда и белый, чёрный); выполняет простые, но сюжетные постройки, сам называет их, комментирует; по назначению использует предметы в игре; учится пользоваться карандашами, создаёт рисунки. Ребёнку с ЗПМР эти действия не возможно осуществить, так как к этому возрасту он обычно способен лишь на манипулятивно-результативные действия с предметами.
В качестве вывода нужно отметить, что сформированность предметных действий во многом определяет дальнейшее психическое развитие ребенка, оказывает влияние на становление разных видов детской деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
4. Условия успешного развития предметной деятельности ребенка
Современные исследования доказывают, что при раннем начале целенаправленного коррекционного воздействия создается возможность скорригировать и предупредить вторичные отклонения в развитии детей (В.В. Лебединский, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, Л.И. Фильчикова).
Для успешного развития предметной деятельности необходимо создавать благоприятные условия.
1. Создание предметной среды. Это и специальные игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики и пр.), и предметы быта (ложки, кастрюли, платки, коробки и т.д.). Предметная деятельность включается в другие виды деятельности, и в них преобразуется в отдельные действия:
– в труде — действия с предметами труда (малыш учится надевать носочки, кофту, штаны и тому подобное, стирает свой платочек и так далее),
– в изобразительной деятельности — учится действовать с карандашом, кистью, бумагой, пластилином и тому подобное.
Важно не ограничивать, не прятать от малыша всё подряд, не отталкивать, когда он проявляет к чему-то интерес: "Не мешай", а предоставлять ребёнку предметы и давать возможность действовать с ними. Необходимо поддерживать природное любопытство ребенка, его активность и стремление понять всё новое.
2. Обучение со стороны взрослых.
Не нужно спешить помогать малышу разобраться с тем или иным предметом, тем более делать что-то за него. Необходимо наблюдать за ребёнком и оказывайте помощь ему только при затруднениях. Не нужно упрощать малышу задачу слишком, в его возрасте важно научиться прилагать собственные усилия. Но и взрослому важно не ставить непосильных задач. Необходимо дать ребенку возможность упражняться в действиях с предметами (например, ребенок обнаружил коробки для круп и с интересом вкладывает одну в другую, выкладывает и опять повторяет все с начала – пусть упражняется). Ребёнок сам определит, когда ему нужно закончить упражнение. Нужно предоставлять возможность выбора предметов, способов действия, его длительности. Обучение предметных действий должно происходить так, чтобы не подавлялись стремления ребёнка к самостоятельному познанию. Не нужно торопить ребенка в освоении предмета и действия с ним. Главное — видеть его успехи, а не сравнивать его успехи с чужими.
3. Характер общения с ребенком тоже очень важен для его психомоторного развития, в том числе и предметной деятельности. Необходимо проявлять в общении с малышом доброжелательность, терпение, веру в него, оказывать поддержку и поощрять не только за успехи, но уже за одно желание и старание действовать самостоятельно. [8]
Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приёмов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого. К таким приёмам относятся:
– приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами, игрушками: молоток стучит – тук-тук; машина едет – би-би); изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и так далее);
– приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и так далее.);
– приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой, иногда – долька мандарина или печенье и так далее);
– приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и так далее);
– прием отсроченного речевого сопровождения;
– подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.
Список литературы
1. Биттерлих Л. Ваш ребёнок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 256 с.: ил.
1. Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок (электронная версия книги)
2. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. (электронная версия книги)
Электронные ресурсы:
4. http://www.vashaibolit.ru/10977-zaderzhka-v-psihomotornom-razvitiirebenka.html
5. http://www.mamcompany.ru/articles/66/4097/
6. https://superinf.ru/view_article.php?id=342
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лебедева В. С. Специфика предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/120484-spetsifika-predmetnoj-deyatelnosti-detej-rannego-vozrasta-s-zaderzhkoj-psikhomotornogo-razvitiya (дата обращения: 21.11.2024)- Методологическая основа воспитания и социализации учащихся в рамках реализации ФГОС
- РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
- КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА БАЯНЕ
- Нормы и критерии оценивания деятельности учащихся на уроках иностранного языка
- Стиль одежды учителя
- Вебинар по диалоговому обучению на уроках истории
- Применение принудительных мер медицинского характера
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3727 пользователей.
Отзывы