статья Профориентация обучающихся с ОВЗ на уроках столярного дела
Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ
на уроках столярного дела
Выбор профессии является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которой зависит благополучие человека. Но особую остроту и значимость эта проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было бы сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, чтобы выпускник школы понял, что адаптация в мире труда и внутренняя гармония личности способствуют самореализации и нахождению своего места в обществе. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья является проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов. Следует иметь в виду, что число обучающихся с ОВЗ постоянно увеличивается, а потребности рынка труда достаточно быстро меняются. Поэтому проблема профессионального самоопределения лиц с ОВЗ имеет особую актуальность.
Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих возможностей, успешная интеграция в социум.
Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ очень велик. Эти особенности осложняют профориентационную работу. Сложности возникают как на этапе подбора методов диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки. При организации и проведении профориентационной работы необходимо учитывать, что младшие подростки с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям. Младшие подростки стремятся подражать сверстникам – быть как все, а старшие – выделиться, отличаться от товарищей.
Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.
В работе применяют такие формы и методы профессионально -ориентационной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии:
профессионально – ориентационные беседы;
встречи со специалистами;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
участие в «днях открытых дверей»;
участие в конкурсах.
Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение, привитие учащимся положительного отношения к труду. В нашей школе в решении данных задач особое место, на мой взгляд, занимают уроки столярного дела.
Наши дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни. Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Дети должны сами уметь и, главное, всегда выполнять посильные виды ремонта. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, ему нужно показать. Но работать он должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. У современных учащихся очень часто можно наблюдать элементы потребительского отношения к жизни. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них сделают взрослые.
Обучение столярному делу направлено на формирование жизненно важных умений и качеств личности. Таких как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе. Основная цель в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию обучающихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы.
Главными задачами уроков труда по столярному делу являются овладение обучающимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование общей коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации обучающихся в социуме.
На уроках больше применяю объяснительно-иллюстративный метод изучения материала (урок - инструктаж). Дети осваивают элементы плотницкого дела, такие как пиление, строгание, скрепление деталей на гвоздях и саморезах. В обучении столярному делу использую образец изделия, который формирует оперативный образ объекта труда; операционно-технологическую карту, дающую развитие способности планировать работу; чертёж изделия, способствующий приобретению навыков разметки и самоконтроля; пооперационное разделение труда, формирующее усвоение профессиональных приёмов и двигательных навыков у учащихся; рабочий стенд наглядных пособий и дидактический материал для приобретения, закрепления и систематизации знаний.
В процессе уроков по столярному делу стараюсь развивать и корригировать основные психические функции воспитанников, создавать коррекционную направленность уроков. Дети обучаются рациональным приемам выполнения работы.
Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:
1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.
Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.
В профессиональной ориентации детей с ОВЗ необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладать должны индивидуальные формы работы. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.
В работе с подростками с ОВЗ нужно придерживаться определенных принципов:
умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;
безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;
готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).
Необходимо учитывать, что подростки с ОВЗ очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.
В процессе профориентации важным моментом является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
составление профессиональных планов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:
1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;
2)отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;
3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;
4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.
Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения профессии.
Показателем успешности работы будет сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности позволяющего быть конструктивными в основных сферах деятельности личности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Непочатов С. В. Профориентация обучающихся с ОВЗ на уроках столярного дела // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/120782-proforientatsiya-obuchayushchikhsya-s-ovz-na-urokakh-stolyarnogo-dela (дата обращения: 22.12.2024)- Реализация здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией
- Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу
- Причины дезадаптации ребёнка в школе
- Эффективные методики подготовки к демонстрационному экзамену
- Изучение темы Векторы и координаты с применением технологии проблемного обучения
- Кластерный и проектный подход в обучении
- Дополнительное образование как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7812 пользователей.
Отзывы