статья "Профессиональное самоопределение школьников как одно из приоритетных направлений в современном образовательном процессе."
Профессиональное самоопределение школьников как одно из приоритетных направлений в современном образовательном процессе
Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе.
Трудовое воспитание подразумевает участие школьников в такие виды труда, которые помогут им обрести трудовой опыт, развить их трудовые умения, приобрести качества, необходимые в будущей трудовой жизни: трудолюбие, упорство, настойчивость. Необходимое условие трудового воспитания в школе – педагогическая организация процесса.
В процессе трудового воспитания у учащихся формируются знания об основах современного производства, техники, экономики. Основные задачи трудового воспитания в школе: формирование знаний о производстве, технике, экономических и социальных отношениях в обществе. В процессе трудового воспитания в школе вырабатываются навыки и умения работы с простейшими инструментами, развитие интересов и способностей учеников. Трудовое воспитание позволяет ученикам в более раннем возрасте определиться с выбором будущей профессии. Решение этих задач происходит как на уроках технологии, так и во время различных летних трудовых практик, во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать различные формы и методы работы. Это беседы, встречи с представителями различных профессий, трудовые акции, волонтерская деятельность, экскурсии на предприятия.
Цели трудового воспитания – формирование потребности в труде, интереса к труду, наличие трудовых знаний и умений, а как конечная цель – готовность школьников к выбору профессии, их раннее профессиональное самоопределение. Этому способствует профессиональная ориентация как составная часть трудового воспитания. Профессиональная ориентация – это помощь учащимся в выборе профессии. Она предполагает прежде всего определение способностей школьника, его предпочтений, интересов и склонностей и дальнейшая помощь в самоопределении школьника.
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям во взрослой жизни. При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеют весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требованиями со своей индивидуальностью.
Ведущая роль в реализации социальных требований совершенствования подготовки подрастающего поколения к труду и выбору профессии принадлежит профессиональной ориентации. Она представляет собой научно-практическую деятельность социальных институтов (школы, семьи, базовых предприятий, средних специальных и высших учебных заведений, внешкольных учреждений), направленную на формирование у школьников профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей личности учащихся и потребностей народного хозяйства и квалифицированных кадрах.
Выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психолого-педагогических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной. Из всех основных мотивов (профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности, осознание объективных трудностей реализации своих планов) в значительной части случаев доминирующим является профессиональный интерес и имеет в основе общий интерес в отрасли науки или виду деятельности.
Главным в оценке степени привлекательности того или иного вида труда у нас является характер, индивидуальные склонности и интересы самой личности. Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными.
У человека не может быть полностью готовой профпригодности до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Выявление определенных склонностей и интересов уже в школьном возрасте может оказать значительное положительное влияние на мотивацию выбора будущей профессии. Поэтому изучение личностных качеств у школьников достаточно актуально.
Важнейшим требованием воспитательной концепции является развитие, специализация и профессионализация познавательных интересов и склонностей учащихся через организацию их разнообразной учебной и трудовой деятельности. Воспитательный принцип должен быть воплощен в структуре, содержании, формах и методах профориентационной работы в школе.
Перед сегодняшними выпускниками школ стоит задача социально-трудовой, психологической адаптации в новых экономических условиях. Помочь выпускнику найти свое место в жизни после окончания учебного заведения, подготовить его к труду должна школа. Роль педагогического коллектива, не должна при этом сводиться только к тому, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и выработать у них практические навыки трудовой деятельности. Необходимо изучать и личностные качества старшеклассников, чтобы оказать помощь в правильном выборе профессии.
Второй год в школе реализуется Единая модель профориентации для учащихся 6-11 классов.
Актуальность и востребованность Единая модель профориентации обусловлена тем, что он решает одну из важнейших задач старшей ступени обучения, которая состоит в том, чтобы обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образования, подготовить их к жизни и труду в современном обществе, способствовать их социализации и социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира.
Цель курса – повышение у учащихся уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Задачи:
Повышение информационной готовности к зрелому выбору, что включает в себя информированность:
- о возможных способах получения желаемого образования после школы;
- об усилиях, которые потребуется приложить для его получения;
- о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования
- о профессиях, которыми можно овладеть благодаря получаемому образованию;
- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.
- Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору, что включает:
- сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.
Повышение практической готовности, предполагающей:
- умение учитывать свои возможности при выборе профессии;
- умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Курс рассчитан на 34 часа и Курс состоит из трех блоков:
- Информационный блок (1-10 занятие).
- Диагностический блок (11-19 занятие).
- Практический блок (20-34 занятие).
Курс предполагает дать учащимся основные представления о мире профессий, о профессиограмме и психограмме, о принципах, на основании которых может осуществляться выбор профессии, предполагает в процессе обучения сформировать у учащихся необходимые для выбора профессии знания и представления о себе, своих интересах, способностях, личностных особенностях и т.д.
Проведение занятий по курсу «Профессиональный выбор» связано как с применением различных методов профориентационной работы: элементов активного профинформирования и профконсультирования, профдиагностики, разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств, так и с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) – компьютерные презентации, буклеты для учащихся.
Ожидаемый результат изучения данного курса – осознанный выбор профиля обучения в старших классах или в среднеспециальном учебном заведении с учетом психологических ресурсов школьника.
Помимо вышеназванного курса, профориентационная работа в школе ведется педагогом-психологом, классными руководителями, социальным педагогом школы.
.
Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности школьника к выбору профессии. Ее показатели: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков. О положительном результате профориентационной работы в нашей школе говорят следующие факты: выпускники 9 класса осознанно подходят к выбору будущей профессии, и поэтому в качестве ГИА выбирают экзамены, необходимые для поступления в среднеспециальные учебные заведения Те же, кто идет в 11 класс, знают, какой профиль обучения им необходим и продолжают обучение в вузах по направлениям, выбранным в 10-11 классе. Процент выпускников, сдающих профильные предметы, в последние годы составляет 100 %. В 2017 году на социально-гуманитарные факультеты поступили 100% выпускников.
Таким образом, профориентационная работа дает свои результаты: выпускник 9 -11 классов не теряется в огромном мире профессий, а следует четкому маршруту, выбрать который ему помогают в школе.
Список источников:
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 304 с.
- Профессиональная ориентация школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.org/1-86756.html
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 480 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Середкина Е. Н. "Профессиональное самоопределение школьников как одно из приоритетных направлений в современном образовательном процессе." // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/124129-professionalnoe-samoopredelenie-shkolnikov-kak-odno-iz-prioritetnykh-napravlenij-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 22.12.2024)- Возможности информационно-коммуникативных возможностей на уроках изобразительного искусства и черчения
- Нарушения нервной системы и алкоголь
- Ведущие тренды развития в 21 веке
- Подготовка обучающихся к ЕГЭ по обществознанию
- Проблема преподавания паронимов на занятиях РКИ
- Создание предметно - игровой среды для детей раннего и дошкольного возраста
- Мотивация обучающихся как способ развития их познавательной деятельности