статья Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие, многие другие качества, признаки и свойства окружающих предметов и явлений мы познаем благодаря особому психическому процессу — ощущению. Характерная особенность ощущений — их сиюминутность и непосредственность. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Подчеркнем еще одну исключительную черту этого психического процесса: благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса — восприятия. Восприятие — это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом.
Отдельные ощущения как бы привязаны к определенным органам чувств. Прикоснитесь ладонью к снегу — и вы сразу ощутите холод. Но когда несколько органов чувств начинают работать вместе, в нашем сознании возникает целостный образ предмета или явления: человек касается рукой снега, видит его сверкающую белизну, слышит его хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий запах свежего снега. И говорит себе: «Это — снег. Это — зима».
От ощущения он поднимается к восприятию. Ощущение не требует от человека никакой активности. Оно «срабатывает» само по себе: даже спящий человек ощутит холод или запах. А восприятие активно. Для ощущения мы выбираем слова «видит», «слышит». Для восприятия нужны совершенно другие слова: «смотрит», «всматривается», «рассматривает», «слушает»...
В зависимости от того, какой орган чувств, при восприятии работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и тактильное восприятие.
Способность к восприятию активно развивается в профессии. В Древнем Риме, в мозаичной мастерской, мастера могли различать более 20 тысяч оттенков цветов.
Современные специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета, хотя для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми.
Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяет ее температуру и количество примесей.
Летчики и автотехники по звуку определяют частоту вращения двигателя. Самые опытные из них свободно отличают 1300 оборотов в минуту от 1340, а нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.
Из сказанного выше можно сделать вывод: на успешность овладения профессией влияют особенности вашего восприятия, его соответствие условиям профессиональной деятельности.
Не менее важную роль в профессиональном самоопределении играет и такой психический процесс как память. Память характеризует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте.
Если запоминание и удержание информации, а также ее воспроизведение происходят сами по себе, то говорят о наличии непроизвольной памяти. И наоборот, если человек ставит перед собой задачу запомнить какую-нибудь важную для него информацию, то тогда процесс запоминания будет произвольным.
Память способствует накоплению впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков.
Память тесно связана с мышлением и восприятием, поэтому различают словесно-логическую и наглядно-образную память.
Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании словесных формулировок, математических и физических формул, символов, теоретических положений.
Наглядно-образная память характеризуется лучшим запоминанием, воспроизведением и сохранением наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, природных явлений, оттенков цвета.
Безусловно, каждый человек использует как словесно-логическую, так и наглядно-образную память, но при выборе профессии необходимо учитывать, какая из них более развита.
В зависимости от длительности сохранения информации различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Так, оперативная память проявляется в процессе выполнения определенных операций. Решая какую-либо задачу, ученику приходится удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (кратковременная память) до тех пор, пока задача не будет решена. При этом он использует разные способы, хранящиеся в долговременной памяти. Таким образом, оперативная память - это своего рода «рабочая смесь» долговременной и кратковременной памяти.
В своей деятельности человек опирается на знания, которые содержит его память.
Инженеру постоянно приходится вспоминать формулы, правила расчетов и т.д. Врачу необходимо помнить названия и симптомы болезней, способы их лечения, названия лекарственных препаратов. Следует знать, что профессиональная деятельность предъявляет очень высокие требования к памяти специалиста.
Актер, выступающий на сцене, в отличие от ученика, отвечающего урок, не имеет права запнуться.
Вполне понятно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Эта упорядоченность в его деятельности обеспечивается благодаря вниманию. Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.
Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Наверное, легко определить, что такое непроизвольное внимание во время урока, когда все сосредоточенно выполняют задание учителя, а у кого-то с парты падает с грохотом учебник. Как бы старательно ученик не работал, он обязательно отвлечется на этот грохот: срабатывает механизм непроизвольного внимания. Учебник поднят, все слова сказаны, надо снова возвращаться к выполнению задания.
Иногда, чтобы сделать это, требуется весьма большое усилие воли: начинает действовать произвольное внимание. Но если задание, которое человек выполняет, его заинтересует, напряжение сразу исчезнет и он продолжает работать целенаправленно: включается послепроизвольное внимание.
Внимание характеризуется следующими качествами: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, колебанием, распределением (см. приложение «Свойства внимания»).
Очень важное значение для успеха в любой, в том числе и профессиональной деятельности имеет устойчивость и концентрация внимания. Эти качества характеризуют глубину, длительность и интенсивность сосредоточенности на объектах деятельности. Способность к переключению внимания проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой, в переносе внимания с объекта на объект.
Работая за станком, токарь периодически переключает свое внимание с технологической карты и чертежа на обрабатываемую деталь, с механизма управления станком на инструменты и приспособления. Вместе с тем ему необходимо постоянно следить за режимом станка, что требует не только умения, но и навыка рационально распределять свое внимание.
Существует ряд профессий, в которых высокая ответственность за ошибку заставляет специалиста постоянно находиться в состоянии готовности к действиям. Такие профессии как контролер, диспетчер, слесарь-сборщик, летчик, монтажник радиоаппаратуры, оператор, требуют устойчивости внимания на протяжении всего рабочего дня.
Огромное значение в профессиональной деятельности имеет мышление, которое представляет собой особую форму отражения окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познавательными объектами.
Различают пять типов мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-символическое и креативное. Такое же важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.
Сочетание данных операций в различных вариантах составляет механизм мышления и воображения. Способность оперировать пространственными представлениями, так необходимая во всех сферах профессиональной деятельности, не обходится без включения большинства перечисленных мыслительных операций.
Например, технический дизайнер при создании модели корпуса будущего автомобиля осуществляет мыслительные операции, сравнивает ее с известными образцами, анализирует с точки зрения аэродинамических и технических характеристик, обобщает, классифицирует и, абстрагируясь от них, создает новый облик.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Середкина Е. Н. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/124130-psikhicheskie-protsessy-i-ikh-rol-v-professionalnom-samoopredelenii (дата обращения: 21.11.2024)- Использование информационно-коммуникационных технологии как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
- Создание танцевальных композиций в детских хореографических коллективах
- Использование краеведческого материала в процессе обучения и во внеурочной деятельности
- Дворовый футбол
- ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
- Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии
- Использование ИКТ на уроках физической культуры
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5018 пользователей.
Отзывы