статья ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Бердимурат Ибрагимов, доцент
Ташкентский государственный педагогический университет, Республика Узбекистан
Аннотация. Данная статья посвящена формировании креативной компетентности педагогов, в статье приводится технология формирования креативной компетентности. Предложенная модель проведения повышения квалификации даёт широкие возможности для проявления и формирования креативной компетентности педагога.
Ключевые слова: педагог, компетентность, креативность, креативная компетентность, формирование креативной компетентности.
Креативная компетентность педагогов обладает такими характеристиками, как открытость инновациям и новым технологиям в профессиональной сфере; способность и готовность делиться творческим профессиональным опытом и перенимать опыт коллег; стремление к саморазвитию и творческой реализации в профессии; внимание к творческим способностям обучающихся и воспитанников; гибкость и способность к творческому реагированию в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Креативную компетентность можно охарактеризовать как интегральное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса и саморазвитие собственных творческих способностей педагогов.
Е.Н. Пономарева выделяет в системе креативной компетентности педагогов следующие качества и характеристики: инновационный стиль мышления; способность творчески подходить к конструированию учебного процесса в зависимости от конкретной ситуации; стремление к освоению новых методов и технологий; знание современных теорий творчества и подходов к его развитию; умение использовать методы развития креативности; поощрять творчество и работу воображения; побуждать к самостоятельному поиску решения нестандартных задач; стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня [2].
Целью технологии, предлагаемой в монографии «Креативность, как ключевая компетентность педагога» выступает формирование профессиональных педагогических компетенций, среди которых ключевой является креативная компетенция [1]. По мнению авторов, поставленная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
- Совершенствование знаний педагогических работников в области научных исследований компетентностного подхода.
- Организация исследовательской деятельности педагогов по разработке и апробации технологического инструментария развития ключевых компетенций учащихся через внедрение развивающих технологий, систем, подходов.
- Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта по формированию ключевых компетенций учащихся средствами предмета.
- Очевидно, что соответствующими над профессиональными компетенциями должен обладать сам педагог.
Для достижения заявленных целей были использованы разнообразные формы и методы проведения занятий. Традиционные лекции заменены информационными вбросами (инпутами) – краткими сообщениями, раскрывающими научно-теоретические позиции по обсуждаемому вопросу, которые сопровождаются презентациями с использованием PowerPoint. Эта форма иногда предваряет и стимулирует активную деятельность участников семинара, а иногда является ее итогом. Для организации такой активной деятельности участников на каждом занятии предусмотрены групповые и коллективные виды работ (дискуссии, обсуждения, разработки учебных заданий). Обязательным компонентом на занятии выступает рефлексия. По мере продвижения в программе увеличивается время, отводимое на обобщение, осмысление и переработку собственного педагогического опыта участников занятий и выработку ими авторской позиции, связанной с формированием ключевых компетенций.
Собственно технологичность предлагаемой формы работы определяется наличием 4 обязательных компонентов: целе-мотивационного, информационного, практического и рефлексивного. Они выступают каркасом, который обеспечивает единообразие, оставляя место для педагогического творчества и вариативности.
Целе-мотивационный компонент в структуре семинара призван помочь осознанию того, как проблема, обсуждаемая в рамках конкретного занятия, проявляется в педагогической работе каждого участника, насколько актуальна она для достижения образовательного результата, какие конкретные «продукты» будет иметь педагог по окончании данного занятия.
Информационный компонент для каждого занятия содержит подборку теоретических взглядов, подходов, мнений относительно той проблемы, которая заявлена как тема текущего семинара. Формы представления информационных материалов различны: презентации, опорные конспекты, сравнительные таблицы и др.
Практический компонент является центральным и наиболее важным, весомым компонентом при планировании учебной деятельности на семинарах. От эффективности организации групповой и коллективной работы зависят «выпускаемые продукты» творческой деятельности участников семинара.
Поведение ведущего на семинаре является моделью взаимодействия педагога с учащимися, что также иллюстрирует интеграцию формы и содержания. Во время выполнения групповых заданий ведущими семинара осуществляется процессное консультирование. Исключаются готовые ответы, советы, критика, но формулируются проблемные вопросы, позволяющие участникам группы понять, осознать направления мыследеятельности, отрефлексировать свои стратегии, при необходимости поискать альтернативные пути, способы выполнения предложенного задания. Таким образом, за счет процессного консультирования обеспечивается вовлеченность каждого в процесс разработки и решения проблем.
Организация и проведение рефлексивного компонента на семинарах не требует много времени, но при этом чрезвычайно важна. Для этого можно использовать метод незаконченных предложений, когда каждому участнику или группе необходимо закончить некоторую фразу, касающуюся отношения к обсуждаемому вопросу. Письменная форма рефлексии может использоваться в тех случаях, когда на занятии идет разработка каких-либо методических продуктов, например, фрагмента урока с использованием той или иной технологии. В этом случае можно применить прием «вертушки», при котором все остальные (индивидуально или по группам) должны отнестись к продуктам деятельности коллег. При этом письменно зафиксированное отношение позволяет вернуться участникам микрогруппы к доработке своих материалов по окончании семинара и на следующем занятии представить окончательный продукт с учетом замечаний и пожеланий коллег.
Предложенная модель проведения повышения квалификации оставляет широкие возможности для проявления и формирования креативной компетентности педагога.
Использованная литература:
- Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография; Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. – 392 с
- Пономарева Е.Н. Инновационно–креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня, 2010. – N 2. – С. 42–47.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ибрагимов Б. . ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/124925-formirovanie-kreativnoj-kompetentnosti-pedagogov (дата обращения: 22.12.2024)- Использование игровых форм урока в преподавании английского языка как способ активизации речемыслительной деятельности учащихся
- Влияние алкоголя на развитие и здоровье человека в подростковом возрасте
- Развитие научно-технического творчества детей в общеобразовательном учреждении (из опыта работы) - СОШ п. Сосновка
- Создание комфортной среды на уроках математики
- Технология портфолио как альтернативный метод оценивания деятельности ученика и учителя
- Занятия шахматами во внеурочной деятельности младших школьников
- Ребенок и книга