Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса

Включает методическую разработку

Хочу представить вам друзья опыт работы своей я. Самоонализ что бы написать пять лет пришлось мне материалы собирать. В нем описала все что создала, как я с детьми занятия вела, какие ставила я цели и задачи и что работать можно всем иначе.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания дошкольников и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. В пении формируются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности.

Человек, родившись, получает от природы музыкальный инструмент- голос. Но как – же его настроить? Как увлечь дошкольников пением? Что сделать, чтобы встреча с любимой песней стала праздником?

 В процессе поиска приемов развития певческого голоса пришла к выводу, что наиболее эффективным является систематическое применение дидактических игр, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.  

На основании вышеизложенного для музыкально- образовательной деятельности выделила тему «Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса».

Поставила цель: Формирование певческого голоса у дошкольников в процессе организации дидактических игр.

Обозначила задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость.
  2. Совершенствовать музыкальный слух.
  3. Формировать чувство ритма. 

Поиск эффективных методов развития певческого голоса средствами дидактических игр, инновационного опыта работы в данном направлении других педагогов, привел меня к изучению литературы. Результатом стало составление каталога и фонда справочных пособий.

 Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И., рядом парциальных программ и технологий музыкально-образовательную деятельность осуществляю индивидуально, по подгруппам, фронтально.

Для поставленной цели, повышаю уровень певческих способностей через эмоциональную сферу и ее интеграцию с другими образовательными областями  применяя разные методы и приемы.

В целях реализации поставленных задач создала соответствующую развивающую среду, способствующую развитию певческого голоса дошкольников.

Сформировала медиотеку «Тропинка в мир песни», в которой поместила диски с обучающими дидактическими играми – презентациями: «Кукла», «Лягушка», «Котенок», «Кисточка», «Дино» для совершенствования звуковысотного слуха и интонации. «Новоселье у гномов», «Дождик», «Поющие тучки» и т. д. игры для развития чувства ритма, аудиотеку «Времена года» с многообразием песенного материала. Для развития эмоциональной отзывчивости создала ростовую куклу Колобок, которая участвует в играх «Помогите колобку», «Кого встретил колобок». Разработала авторские дидактические пособия «Выложи мелодию», «Ритмические карточки», «Музыкальная лесенка» (с использованием  мультимедийного оборудования). Музыкальное оформление зала соответствует современным требованиям: компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофоны. Пересмотрела подходы к моделированию условий, зал содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребностей и темы. Для самостоятельной деятельности в группах созданы музыкальные центры. При их организации большое внимание уделила дидактическим играм и пособиям на формирование певческого голоса с учетом возрастных особенностей.

В музыкальных центрах младших групп для развития эмоциональной отзывчивости в пении разместила музыкальные книжки. На каждой странице дидактические игры с иллюстрациями («Зайцы», «Вертушка»). Для совершенствования музыкального слуха использую волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижним регистрах, для развития чувства ритма музыкальные молоточки, погремушки, бубны.

В музыкальных центрах старших групп поместила мнемотаблицы с картинками подсказками, карточки со схемами для рисования голосом, сольфеджирования мелодии на определенный слог, игры «До – ре – ми», «Выложи мелодию», «Сколько нас поет» и т. д.

Работу строю таким образом, чтобы дети не чувствовали, что их обучают, они просто заняты интересной для них деятельностью, увлекательной игрой, в которой создаю ситуации, требующие самостоятельного решения. Начиная обучение с определения типа и особенностей диапазона звучания голоса работу над песней условно делю на три этапа.

На первом этапе знакомства с вокальным произведением очень важен подбор репертуара. При выборе песни учитываю то, как она помогает решению воспитательных задач, углублению чувств (эмоциональная отзывчивость), что она вносит нового в усвоение певческих навыков (музыкальный слух, чувство ритма), отвечает ли она потребностям детей. В игровой форме дети легко отвечают на вопросы, «Какая это песня», «О ком она». При этом использую дидактические игры «Море», «Солнышко и тучка», «Весело – грустно». Яркое выразительное исполнение вызывает положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки.

На втором этапе большую роль отвожу развитию певческих навыков используя перед пением упражнения в виде игры -  распевки, которые даю в определенном порядке: работа над дикцией, артикуляцией «Поезд едет не спеша», дыханием «Пчелки», звукообразованием «Песенка – чудесенка». Музыкальный слух  и чувство ритма  в младших группах  совершенствую  применяя игровой видеопроэкт «Зверята», внимание ребят привлекаю к точному воспроизведению мелодии. Дети весело машут флажками или звенят погремушками, отличая тем самым музыкальное вступление или заключение песни в  играх «Слушай внимательно», «Попугай повторяй».  В старшем дошкольном возрасте ребят знакомлю с первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе систематических игр – упражнений «Большие маленькие», «Веселый огород».  Дошкольники определяют движение мелодии, сравнивают звуки различной высоты, прохлопывают ритмический рисунок. Самую большую заинтересованность к песне дети проявляют на первых трех занятиях, потом интерес может падать. Чтобы этого не произошло, я связываю пение с другими видами певческой деятельности и использую такие дидактические игры как «Качели», «Колокольчики», «Прогулка», «Веселые нотки», «Лесенка-чудесенка».

Третий этап – исполнение песни.  Дошкольники уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, они поют ее по собственному желанию не только на музыкальной деятельности. Дети надолго запоминают ее, включают в игры,  «выступают» перед зрителями. Как известно, не все  преодолевают психологический барьер чувство страха перед выступлением, чтобы каждый ребенок смог спеть любимую песню без волнения использую один из методов интеграции личности – сказкотерапия.  Этот метод способствует к воображению, будит фантазию. Такое(перефразируйте предложение кротче) совместное творчество нашло отражения в музыкальных постановках «Летучий корабль», «Снежная королева», «Колобок», были созданы декорации, театр ростовых кукол.

Успех развития певческого голоса во многом зависит от постановки воспитания в семье, стремясь создать условия для ежедневной информации, я систематизировала работу с родителями (Приложение 10). Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека “Музыкальный киоск”, с коллекцией детских песен. У родителей появилась реальная возможность познакомиться со специализированной музыкой. Традиционным стало проведения музыкальных гостиных, в которых участвуют родители: “Мамина песня”, “Песенный разгуляй”, “Мы за чаем не скучаем”. В музыкальных гостиных у нас всегда много друзей, кроме родителей к нам приходят профессиональные музыканты, выпускники, которые обучаются в Школе искусств, Доме детского творчества.(сократить, расставить года) Ежегодно в мае у нас проходит конкурсно - игровая программа “Семейное дефиле”, это яркий праздник с участием детей и родителей..

Представленный опыт педагогической деятельности обобщаю и активно распространяю. Участвую в интернет конкурсах, семинарах, публикую статьи и методические разработки в СМИ, провожу консультации, круглые столы, открытые НОД.

В 2013году для музыкальных руководителей подготовила и провела РМО «Весеннее приключение Кроша», консультацию «Приобщение детей к игре на музыкальных инструментах», 2014 году показала мастер класс «Приемы игры на деревянных ложках».

2013год выступала с докладом на педагогической конференции «ИКТ в музыкальном воспитании». Показателями творчества и успеха детей является участие в российских 2013г., областных 2013г., межтерриториальных 2012г., районных 2011г., 2012г., 2013г. конкурсах, где они неоднократно становились лауреатами и призерами.

Мои  воспитанники теперь поют не только на музыкально - образовательной деятельности, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей ее характер и смысл.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (48.50 kB)
Автор:
МКДОУ №3 музыкальный руководитель
Дата публикации: 03.01.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шульга Г. Н. Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3480-samoonaliz-vliyanie-didakticheskikh-igr-na-razvitie-pevcheskogo-golosa (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию