статья Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса
Хочу представить вам друзья опыт работы своей я. Самоонализ что бы написать пять лет пришлось мне материалы собирать. В нем описала все что создала, как я с детьми занятия вела, какие ставила я цели и задачи и что работать можно всем иначе.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания дошкольников и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. В пении формируются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности.
Человек, родившись, получает от природы музыкальный инструмент- голос. Но как – же его настроить? Как увлечь дошкольников пением? Что сделать, чтобы встреча с любимой песней стала праздником?
В процессе поиска приемов развития певческого голоса пришла к выводу, что наиболее эффективным является систематическое применение дидактических игр, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.
На основании вышеизложенного для музыкально- образовательной деятельности выделила тему «Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса».
Поставила цель: Формирование певческого голоса у дошкольников в процессе организации дидактических игр.
Обозначила задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Совершенствовать музыкальный слух.
- Формировать чувство ритма.
Поиск эффективных методов развития певческого голоса средствами дидактических игр, инновационного опыта работы в данном направлении других педагогов, привел меня к изучению литературы. Результатом стало составление каталога и фонда справочных пособий.
Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И., рядом парциальных программ и технологий музыкально-образовательную деятельность осуществляю индивидуально, по подгруппам, фронтально.
Для поставленной цели, повышаю уровень певческих способностей через эмоциональную сферу и ее интеграцию с другими образовательными областями применяя разные методы и приемы.
В целях реализации поставленных задач создала соответствующую развивающую среду, способствующую развитию певческого голоса дошкольников.
Сформировала медиотеку «Тропинка в мир песни», в которой поместила диски с обучающими дидактическими играми – презентациями: «Кукла», «Лягушка», «Котенок», «Кисточка», «Дино» для совершенствования звуковысотного слуха и интонации. «Новоселье у гномов», «Дождик», «Поющие тучки» и т. д. игры для развития чувства ритма, аудиотеку «Времена года» с многообразием песенного материала. Для развития эмоциональной отзывчивости создала ростовую куклу Колобок, которая участвует в играх «Помогите колобку», «Кого встретил колобок». Разработала авторские дидактические пособия «Выложи мелодию», «Ритмические карточки», «Музыкальная лесенка» (с использованием мультимедийного оборудования). Музыкальное оформление зала соответствует современным требованиям: компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофоны. Пересмотрела подходы к моделированию условий, зал содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребностей и темы. Для самостоятельной деятельности в группах созданы музыкальные центры. При их организации большое внимание уделила дидактическим играм и пособиям на формирование певческого голоса с учетом возрастных особенностей.
В музыкальных центрах младших групп для развития эмоциональной отзывчивости в пении разместила музыкальные книжки. На каждой странице дидактические игры с иллюстрациями («Зайцы», «Вертушка»). Для совершенствования музыкального слуха использую волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижним регистрах, для развития чувства ритма музыкальные молоточки, погремушки, бубны.
В музыкальных центрах старших групп поместила мнемотаблицы с картинками подсказками, карточки со схемами для рисования голосом, сольфеджирования мелодии на определенный слог, игры «До – ре – ми», «Выложи мелодию», «Сколько нас поет» и т. д.
Работу строю таким образом, чтобы дети не чувствовали, что их обучают, они просто заняты интересной для них деятельностью, увлекательной игрой, в которой создаю ситуации, требующие самостоятельного решения. Начиная обучение с определения типа и особенностей диапазона звучания голоса работу над песней условно делю на три этапа.
На первом этапе знакомства с вокальным произведением очень важен подбор репертуара. При выборе песни учитываю то, как она помогает решению воспитательных задач, углублению чувств (эмоциональная отзывчивость), что она вносит нового в усвоение певческих навыков (музыкальный слух, чувство ритма), отвечает ли она потребностям детей. В игровой форме дети легко отвечают на вопросы, «Какая это песня», «О ком она». При этом использую дидактические игры «Море», «Солнышко и тучка», «Весело – грустно». Яркое выразительное исполнение вызывает положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки.
На втором этапе большую роль отвожу развитию певческих навыков используя перед пением упражнения в виде игры - распевки, которые даю в определенном порядке: работа над дикцией, артикуляцией «Поезд едет не спеша», дыханием «Пчелки», звукообразованием «Песенка – чудесенка». Музыкальный слух и чувство ритма в младших группах совершенствую применяя игровой видеопроэкт «Зверята», внимание ребят привлекаю к точному воспроизведению мелодии. Дети весело машут флажками или звенят погремушками, отличая тем самым музыкальное вступление или заключение песни в играх «Слушай внимательно», «Попугай повторяй». В старшем дошкольном возрасте ребят знакомлю с первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе систематических игр – упражнений «Большие маленькие», «Веселый огород». Дошкольники определяют движение мелодии, сравнивают звуки различной высоты, прохлопывают ритмический рисунок. Самую большую заинтересованность к песне дети проявляют на первых трех занятиях, потом интерес может падать. Чтобы этого не произошло, я связываю пение с другими видами певческой деятельности и использую такие дидактические игры как «Качели», «Колокольчики», «Прогулка», «Веселые нотки», «Лесенка-чудесенка».
Третий этап – исполнение песни. Дошкольники уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, они поют ее по собственному желанию не только на музыкальной деятельности. Дети надолго запоминают ее, включают в игры, «выступают» перед зрителями. Как известно, не все преодолевают психологический барьер чувство страха перед выступлением, чтобы каждый ребенок смог спеть любимую песню без волнения использую один из методов интеграции личности – сказкотерапия. Этот метод способствует к воображению, будит фантазию. Такое(перефразируйте предложение кротче) совместное творчество нашло отражения в музыкальных постановках «Летучий корабль», «Снежная королева», «Колобок», были созданы декорации, театр ростовых кукол.
Успех развития певческого голоса во многом зависит от постановки воспитания в семье, стремясь создать условия для ежедневной информации, я систематизировала работу с родителями (Приложение 10). Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека “Музыкальный киоск”, с коллекцией детских песен. У родителей появилась реальная возможность познакомиться со специализированной музыкой. Традиционным стало проведения музыкальных гостиных, в которых участвуют родители: “Мамина песня”, “Песенный разгуляй”, “Мы за чаем не скучаем”. В музыкальных гостиных у нас всегда много друзей, кроме родителей к нам приходят профессиональные музыканты, выпускники, которые обучаются в Школе искусств, Доме детского творчества.(сократить, расставить года) Ежегодно в мае у нас проходит конкурсно - игровая программа “Семейное дефиле”, это яркий праздник с участием детей и родителей..
Представленный опыт педагогической деятельности обобщаю и активно распространяю. Участвую в интернет конкурсах, семинарах, публикую статьи и методические разработки в СМИ, провожу консультации, круглые столы, открытые НОД.
В 2013году для музыкальных руководителей подготовила и провела РМО «Весеннее приключение Кроша», консультацию «Приобщение детей к игре на музыкальных инструментах», 2014 году показала мастер класс «Приемы игры на деревянных ложках».
2013год выступала с докладом на педагогической конференции «ИКТ в музыкальном воспитании». Показателями творчества и успеха детей является участие в российских 2013г., областных 2013г., межтерриториальных 2012г., районных 2011г., 2012г., 2013г. конкурсах, где они неоднократно становились лауреатами и призерами.
Мои воспитанники теперь поют не только на музыкально - образовательной деятельности, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей ее характер и смысл.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шульга Г. Н. Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3480-samoonaliz-vliyanie-didakticheskikh-igr-na-razvitie-pevcheskogo-golosa (дата обращения: 23.12.2024)- Методы и приемы работы с одаренными детьми в школе
- Метапредметные умения, формируемые с помощью предмета математики, используемые для разработки образовательной программы
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
- Повесть А.С. Пушкина Станционный смотритель
- Совершенствование педагогического мастерства учителя математики в условиях внедрения ФГОС как фактор повышения качества математического образования
- Влияние обновленного содержания образования предметов естественно-математического цикла на развитие личности школьника
- Формирование толерантности к алкоголю