статья Метод case study
Метод case study (кейс - метод)
Создание кейсов - актуальная и популярная в настоящее время технология.
Она может быть названа методом анализа ситуаций. Суть метода в том, что для организации обучения используются описания различных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет креативно думать и действовать, развить творческий потенциал. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. В результате должна быть сформирована модель практического действия.
Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.
Классическое и постклассическое образование
Классическое образование
Постклассическое образование
- Массовость
- Стабильность
- Традиционализм
- Завершенность
- Нормативность
- Цель
- Результат - знания
- Индивидуальность
- Неустойчивость
- Инновации
- Непрерывность
- Творчество и неповторимость
- Самоцель
- Результат – компетентность, самостоятельность
В настоящее время это метод чрезвычайно широко распространен. Использование кейс-метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. Эффективность его заключается в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Построение категориального аппарата метода позволяет существенно повысить эффективность его использования, а также открывает возможности для технологизации метода в учебном процессе. Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации». Ситуация, как правило, имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации.
Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический анализ и другие виды анализа, в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в методе кейс-стади, что в значительной степени расширяет его возможности. Кейс-метод предполагает подключение нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации. А это требует высокого уровня методологической культуры преподавателя.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется, «действующую» модель ситуации. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному.
Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.
Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни.
Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей.
Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели.
Как правило, кейс включает в себя:
Ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни.
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором.
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения.
Этапы разработки кейса:
Определение места кейса в системе образовательных целей.
Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса.
Построение или выбор модели ситуации.
Создание описания.
Сбор дополнительной информации.
Подготовка окончательного текста.
Презентация кейса, организация обсуждения.
Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты - как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
Источник: Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов. - Ростов н /Д: Феникс, 2014. - 253.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Булычева . М. Метод case study // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/38776-metod-case-study-kejs-metod (дата обращения: 23.12.2024)- Игровая деятельность в дошкольном возрасте
- Развитие речевой активности через взаимодействие и сотрудничество
- Педагогические компетенции и работа педагога, обеспечивающая успех в учебной и воспитательной деятельности
- Проектирование урока на основе внедрения ФГОС НОО
- Роль пальчиковых игр в развитии речи обучающихся с умственной отсталостью
- Способы изучения устаревшей лексики как средство развития лингвистического интереса у обучающихся 2 класса
- Народные игры Среднего Поволжья как средство воспитания толерантности у детей
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7598 пользователей.
Отзывы