Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Методические рекомендации по применению современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании

Методические  рекомендации  по  применению   современных

педагогических  технологий

в   среднем  профессиональном   образовании

В  настоящее  время  в  условиях  современного  образования методика обучения  переживает  сложный  период, связанный  с  изменением  целей образования, реализацией  Федерального  государственного  образовательного стандарта  нового  поколения, построенного  на   компетентностном   подходе.

Основной  целью  среднего  профессионального  образования   является  подготовка  квалифицированного  специалиста, способного  к  эффективной  профессиональной  работе  по  специальности  и  конкурентного  на  рынке  труда.

Для  реализации  познавательной  и  творческой  активности  студента  в учебном  процессе  используются  современные  образовательные технологии, дающие  возможность  повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время  и  снижать  долю  репродуктивной  деятельности обучающихся   за  счет снижения времени, отведенного на  выполнение  домашнего  задания.  Современные  образовательные  технологии  ориентированы на индивидуализацию,  дистанционность  и вариативность образовательного процесса, академическую  мобильность  обучаемых, независимо  от  возраста  и уровня   образования.  Образовательная  технология -  системный  метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства  учебно-воспитательного  процесса.

Образовательными  учреждениями, в  частности  СПО, используется широкий спектр образовательных  педагогических  технологий, которые  применяются  в учебном  процессе.  Внедрение  в  образовательный  процесс современных образовательных  и  информационных   технологий   позволит  преподавателю  отработать  глубину  и   прочность  знаний,  закрепить  умения  и  навыки  в различных  областях  деятельности; развивать  технологическое  мышление, умения  самостоятельно  планировать   свою  учебную,  самообразовательную  деятельность; воспитывать  привычки  четкого  следования требованиям технологической    дисциплины   в   организации   учебных   занятий.

Использование  широкого  спектра   педагогических  технологий  дает возможность  педагогу  продуктивно  использовать  учебное  время  и  добиваться высоких   результатов  обученности   студентов.  Традиционная подготовка специалистов, ориентированная  на формирование знаний, умений и навыков в предметной  области, все  больше  отстает   от   современных   требований. Основой  образования  должны  стать  не  столько  учебные   дисциплины, сколько  способы   мышления  и   деятельности. Необходимо не  только выпустить  специалиста, получившего  подготовку высокого уровня, но и включить  его  уже  на  стадии  обучения в разработку  новых  технологий, адаптировать   к   условиям   конкретной   производственной  среды, сделать его способным  самостоятельно   принимать   управленческие   решения.

Преимущества  применения  образовательных  технологий  в  СПО  состоят  в том, что  меняется  функция  преподавателя  и студента, преподаватель становится  консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность  в  выборе  путей   усвоения  материала.

Образовательные  технологии  дают широкие возможности дифференциации  и  индивидуализации  учебной  деятельности. Результат  применения  образовательных  технологий  в меньшей степени зависит  от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью  ее  компонентов. Образовательные   технологии  связаны  с  повышением  эффективности обучения и воспитания  и  направлены  на  конечный  результат   образовательного процесса  в  СПО - это подготовка  высококвалифицированных  специалистов.

Исходя  из  опыта  использования   в  педагогической  деятельности  инновационных  методов, можно  выделить  некоторые  их  преимущества:

Они  помогают  научить  студентов  активным  способам  получения  новых знаний.

Дают  возможность  овладеть  более  высоким  уровнем  личной социальной  активности.

Создают  такие  условия  в  обучении, при  которых  студенты  не могут не научиться.

Стимулируют  творческие  способности  студентов.

Помогают  приблизить  учебу  к  практике  повседневной жизни,  формируют  не  только  знания, умения  и  навыки  по  предмету, но и активную  жизненную  позицию.

К  выпускникам   средних   профессиональных  образовательных  учреждений  предъявляются  высокие  требования  при  поступлении  в  высшие  учебные заведения  или  устройстве  на  работу.  Они  должны уметь адаптироваться  в  сложном  современном  мире: им  нужны  не  только полученные знания, но и  умения  их  находить  самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы  успешно  утвердиться  в  жизни.  Педагогу  добиться хороших успехов  в обучении  можно  только  путем    повышения   интереса   к  своему  предмету.

В  целях  развития  у  студентов  интереса к изучению дисциплины необходимо  использовать  как традиционные методы  обучения  с  применением  приемов, способствующих  к  побуждению  обучающихся к практической  и мыслительной   деятельности; формированию  и  развитию  познавательных интересов  и  способностей;  развитию  творческого   мышления, так   и  элементы инновационных  технологий  (элементы проблемного, личностно-ориентированного   обучения,  информационно-коммуникативных технологий  и другие). Успешность  обучения  и  прочность  знаний  находятся  в прямой зависимости  от  уровня  развития  познавательного  интереса  обучающихся  к учебным   дисциплинам.

Одним  из  важных  моментов  на занятии  для  студентов  является понимание  необходимости  личной  заинтересованности  в приобретении знаний, чтобы  обучающиеся  могли ощущать  свою  компетентность  не только в результате, но и  на  протяжении  всего процесса обучения, в  этом  и  есть условие  развивающего  воздействия  обучения  на   личность  обучающегося. Поэтому, современный   урок,  должен   быть построен  в сочетании специально организованной  деятельности  и  обычного  межличностного  общения,  таким образом,  через  личностный   план общения на занятии реализуется  учет возрастных, психологических особенностей обучающихся: их готовность  к расширению  круга общения, к  сопереживанию  проблем  взрослых, стремление  к  самоутверждению.

Достичь поставленных целей могут помочь современные образовательные технологии, такие  как: технология уровневой дифференциации обучения,  групповые  технологии, технологии  компьютерного  обучения, игровые технологии,  технология  проблемного  и  исследовательского  обучения, технологии  интенсификации  обучения  на  основе  схемных  и  знаковых   моделей   учебного  материала,  педагогика  сотрудничества.

Современные  технологии  позволяют  формировать  и  развивать  предметные  и  учебные  знания и умения  в  процессе  активной  разноуровневой  познавательной   деятельности   обучающихся  в  условиях   эмоционально-комфортной   атмосферы,  развивать  положительную  мотивацию учения.

Систематическая    работа  с    активным   применением   инновационных  педагогических   технологий  повышает  интерес   к  предмету, учебную активность  обучающихся, обеспечивает   глубокое  и  прочное  усвоение  знаний, развивает  мышление,  память  и    речь обучающихся, способствует воспитанию честности, прилежного  и    добросовестного   отношения  к  учебному  труду, а также   активизирует    преимущественно  репродуктивную деятельность  обучающихся.  Важная  особенность  обучения   - создание  условий  для продуктивной   деятельности   по   использованию  знаний, их обобщению и систематизации.  Подобная  организация  учебного   процесса  развивает мыслительные  способности     обучающихся, заставляет  их  быть внимательными, учит  анализировать, сравнивать, выделять  главное, превращает из  пассивных  слушателей  на  занятиях  в  активных   участников.

Таким  образом, различные  технологии  способствуют  развитию познавательных   и  творческих  интересов   у   обучающихся.

Однако  внедрение  современных  образовательных   и информационных технологий не  означает, что  они  полностью  заменят  традиционную  методику  преподавания, а  будут  являться  ее  составной   частью.  Ведь педагогическая технология  - это  совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся  на теории обучения и обеспечивающих  планируемые  результаты.

Преподавателю  очень  сложно  преодолеть  сложившиеся  годами  стереотипы  проведения  занятия.  Возникает  огромное  желание  подойти к студенту  и  исправить  ошибки,  подсказать  готовый  ответ. С этой  же проблемой  сталкиваются  и  студенты:  им непривычно  видеть  педагога  в  роли помощника, организатора  познавательной    деятельности. Современная  система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества  инновационных  методик   «свою», по-новому  взглянуть на собственный   опыт  работы. Именно сегодня для успешного проведения современного  урока  необходимо осмыслить  по-новому  собственную  позицию, понять,  зачем  и   для  чего  необходимы  изменения, и, прежде  всего, измениться  самому.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.26 kB)
Автор:
преподаватель, ГБПОУ "Соликамский технологический колледж"
Дата публикации: 27.01.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Булычева . . Методические рекомендации по применению современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/38847-metodicheskie-rekomendatsii-po-primeneniyu-sovremennykh-pedagogicheskikh-tekhnologij-v-srednem-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию