статья Восприятие музыки детьми младшего школьного возраста
Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека[3, c. 15].
В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык музыки не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, – не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души...»[4, c. 23]
Действительно, восприятие является одним из ведущих видов детской музыкальной деятельности. Оно доступно детям с самого рождения, хотя, как показывают современные исследования психологов, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном периоде.
Только через живое общение со взрослым ребенок научится говорить, только находясь в музыкальной среде, младший школьник овладеет музыкальным языком, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, будет испытывать потребность в ней, любить и понимать музыку.
Музыка может восприниматься различными способами. Так, например, Морис Мартено предложил следующую классификацию:
– пассивное восприятие – ребенок слышит звук радио, но занят другим делом;
– частично активное восприятие – младший школьник слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения;
– активное восприятие – когда ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее или, слыша мелодию, начинает танцевать.
Все три вида должны присутствовать в жизни младшего школьника постоянно, «перенасытить» музыкой нельзя, если грамотно подходить к выбору произведений.
Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Вкус характеризуется тем, что человек предпочитает, выбирает и оценивает как наиболее интересное, нужное. Вкус может быт ограниченным и широким, и одновременно хорошим или плохим.
Хороший музыкальный вкус означает, что его обладатель способен испытывать эстетическую радость, наслаждение от подлинно прекрасных произведений. Другие произведения могут вызвать активную неприязнь (если они претендуют на свою значительность) или восприниматься, не оставляя сколько-нибудь значимого следа в душе слушателя.
В начальной школе учащиеся встречаются с творчеством Чайковского, Бетховена, Шопена, Прокофьева, Хачатуряна, с произведениями других крупных музыкантов [1 c. 44]. Важно - в каком качества, в какой последовательности и в каком контексте знакомятся с их искусством дети.
Творчество Чайковского открывав младшим школьникам не с больших симфонических полотен, "взрослых" по своему тонусу и драматизму сочинений, а с мелодий песен, танцев, маршей, - в которых композитор максимально приближен по дистанции к детям. Марш из "Щелкунчика", вальс из "Спящей красавицы", танца аз "Лебединого озера"; исполнение русской народной песни "Во поле береза стояла", которую позднее дети услышат в развернутом финале 4-ой симфонии - вот первые шаги знакомства младших школьников с творчеством Чайковского[6 c. 15].
Нежность и красота - две наиболее яркие грани, которые освещают школьникам путь постижения музыки Чайковского.
Многогранные связи музыки русской, начиная от "Калинки" и "Камаринской" и кончая "Славься" Глинки и "Вставайте, люди русские" Прокофьева, и музыки других наций и народов, музыки вокальной и инструментальной, музыки малых форм и музыки масштабной обнаруживают школьники в процессе музыкальных занятий. При изучении различных учебных тем они воспринимают ранее им известную музыку каждый раз в новом аспекте. Дидактически разнообразны способы включения музыкальных знаний в процесс музыкального восприятия школьников.
На первоначальном этапе музыкальные знания выполняют преимущественно ориентировочную функцию: знания о "трех китах" (песне, танце, марше), служат для ребят ориентирами при восприятии жанров большой музыки - оперной, балетной, симфонической.
Многообразие дидактических связей окружает музыкальное сознание детей, вовлекая их личность в различные отношения с музыкой и обобщая их личностное отношение к произведениям музыкальной классики.
Таким образом, педагогическая организация процесса музыкального развития детей, обусловленная логикой организации программы, позволяет школьникам уже на начальном этапе музыкального образования эстетически адекватно воспринимать произведения музыкальной классики.
Преподаватель музыки не должен забывать о дидактической природе этой возможности, не полагаться на "высокий потенциал взрослости" современных детей, а планомерно педагогически обеспечивать развитие музыкального восприятия школьников.
Классика задает широкий духовный пласт, в масштабе который созвучен чувствам и мыслям растущих ребят. В нем просторно, празднично и свежо, а вместе с тем так гармонично и просто. Классика – самый желанный руководитель психического развития детей - вот в чем принципиальный смысл воспитания детей средствами высокого искусства.
Музыка, выполняя множество жизненно нужных задач, призвана решать, быть может, наиглавнейшую – воспитать в детях чувство внутренней сопричастности к духовной культуре человечества, внести их мир, в мир полнозвучной истории.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Широкова О. В. Восприятие музыки детьми младшего школьного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/39906-vospriyatie-muzyki-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2024)- Недоразвитие психики. Причины и степени тяжести УО
- Развитие метапредметности обучающихся средней школы в процессе совместной проектной деятельности
- Особенности религиозного мировоззрения
- Проектная деятельность - новое содержание современного образования
- Детей нужно учить тому, что пригодится им, когда они вырастут
- Мой герой
- Использование информационно-коммуникативных технологий в работе Музея ЦДТ