статья Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся
В своём педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.
В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:
v Любознательность;
v Появление интереса, стимулирующего творческий поиск;
v Устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.
Становление системы опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы (теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, опыт Л.В.Занкова, Д.Б.Элькона, В.Д.Давыдова по развивающему обучению), апробирования изученных методов в собственной практике, создание системы связанных между собой приёмов и методов, прошедших отбор в процессе апробирования. В своём опыте опираюсь на основные принципы творчества педагога-новатора И.П.Волкова:
v Знание – фундамент творчества;
v Строгий отбор учебного материала;
v Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;
v Индивидуальный подход в обучении.
В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится все более популярным. Причину этого я вижу не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Условия: высокий уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; наличие учебно-методической литературы, информационных носителей;
педагогические ресурсы, позволяющие организовать работу с источниками информации; консультации со специалистами и с учителями-предметниками; работа учащихся за пределами школы в музее, в библиотеке и т.д.
По данной теме работаю в 5-11 классах.
Длительность работы по теме: 3 года.
В перспективе своей педагогической деятельности предусматриваю дальнейшую работу по программе ИОУ «ПАРУС», направленную на создание школьного историко-краеведческого музея, а также проведение археологических и этнографических экспедиций учащихся в период летних каникул.
Результатом моей работы по теме является постоянное формирование мотивации достижений, стремление учащихся к углубленному изучению предмета: 68% качества знаний. Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках истории говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой. О сформированности опыта творческой деятельности учащихся можно судить по результатам их участия в районных, краевых и всероссийских конкурсах.
Электронная библиотека «Просвещение» выпустила мультимедийное учебное пособие по истории Древнего мира. В этом пособии представлен богатый материал по истории древнего мира. Каждой изучаемой теме посвящен один видео-урок, к нему имеются анимированные карты, биографии исторических личностей, словарь, множество иллюстраций, а также дикторский текст. К, сожалению, это учебное пособие не совпадает с учебником по истории Древнего мира Г.И. Годера и А.А. Вигасина и, поэтому я использую материал фрагментарно. Например, на изучение темы: «Китай в древности», отводится два урока. Первый урок - это тема «Чему учил китайский мудрец Конфуций» на этом уроке изучаются географическое положение Китая, взгляды Конфуция, учащиеся знакомятся с иероглифической письменностью страны. На этом уроке я использую настенную карту, а также анимированную карту учебного пособия, при знакомстве с взглядами Конфуция в пособии есть портрет Конфуция, и его ученика Лао-Цзы, краткая биографическая справка о Конфуции, а при изучении вопроса о письменности Китая, я использую дикторский текст пособия, а также иллюстрации. На втором уроке темы «Китай в древности» изучается объединение Китая под властью первого императора Цинь Шихуана, строительство Великой Китайской стены, достижения китайской цивилизации. В мультимедийном пособии Китаю посвящен один параграф, поэтому на этом уроке я использую материал о Цинь Шихуане, биографические сведения, о также материал, о строительстве Великой Китайской стены с иллюстрациями, достижения культуры Китая. Правление других династий, кроме Цинь в 5 -м классе не изучается, поэтому этот материал пособия я не использую, также не все упражнения пособия после изучения темы возможно применить, поэтому упражнения для закрепления использую выборочно, а также готовлю свои вопросы для закрепления изученного материала.
При изучении темы «Религия древних греков» я пользуюсь разделом пособия «Мифы Древней Греции». В этом разделе дается понятие «мифы», изучается вопрос об олимпийских богах, приводятся наиболее известные мифы о Прометее, о Геракле и его подвигах, миф о Персефоне. Есть очень много иллюстраций, скульптурных изображений богов. В этом же пункте есть миф о Тесее и Минотавре, этот материал я использую при изучении первой темы из раздела « Древнейшая Греция», здесь представлены изображения Тесея, Ариадны, лабиринт Миноса. То есть приведенные примеры показывают, что и при несовпадении материала параграфа учебника, можно выборочно пользоваться мультимедийным пособием.
Этих недостатков лишена программа «История России 20 век», полностью совпадающая с учебником истории для 9-го класса А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Программа состоит из 4 дисков, посвященных событиям отечественной истории от начала 20 века до начала 21 века. Это программа предоставляет большой простор для творчества учителя, ее можно использовать полностью на уроке, так как материал строится в соответствии с параграфами учебника, можно использовать при изложении новой темы, фрагментарно, наиболее важные, ключевые моменты. Материал, возможно, дифференцировать по уровню сложности, есть портреты исторических деятелей, биографический материал, термины. Материал лекции можно распечатать. Для 11 класса программу «История России 20 век» я использую при блоково-модульном изучении. При изучении какого-либо раздела темы, например: Гражданская война, учащиеся получают индивидуальные задания в виде реферата по теме раздела, сообщения, подготовки вопросов к семинару по данной теме, затем материал изучается лекционно с использованием мультимедийного пособия, затем учащиеся отчитываются в проделанной работе, и в заключении проводится тестирование по теме.
При изучении курса история Отечества в 6,7,8 и 10 классах я использую «Энциклопедию истории России» - мультимедийное пособие периода от IX до конца XIX – нач. XX века. Эта программа построена несколько иначе, чем выше перечисленные. В программе имеется справочный материал по всем правителям русского государства, начиная с князей и заканчивая императорами. Я использую материал данной программы для создания презентаций, которые демонстрируются во время объяснения новой темы.
Все перечисленные программы отвечают следующим требованиям:
1. Программное обеспечение понятно с первого знакомства, как мне, так и ученикам. Управление максимально просто.
2. Я имею возможность компоновать материал по своему усмотрению при подготовке к уроку.
3. Программа позволяет мне использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы и т.д.)
Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сираева Т. И. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/43376-proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-istorii-i-vo-vneurochnoe-vremya-kak-sposob-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-uchashchikhsya (дата обращения: 22.12.2024)- Организация работы в учреждениях, обеспечивающих дополнительное образование детей
- Биологические и химические диктанты, как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению
- Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках математики через применение дифференцированных заданий
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- Использование методов В.Ф. Шаталова на уроках географии
- Применение компьютерных игровых заданий как средство формирования логических универсальных действий учащихся начальных классов на уроках русского языка
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3695 пользователей.
Отзывы