статья Разговор о правильном питании
Системно-деятельностный подход в реализации программы «Разговор о правильном питании»
Приготовила: Гранина Алена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ «Соктуй-Милозанская ООШ»
Правильное питание ребёнка - важнейшее условие его нормального роста, развития и обучения, залог здоровья. В целях системного и комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения младших школьников работаю по программе «Разговор о правильном питании». В этом учебном году мы с учениками уже третьего класса начали изучение второго модуля программы - «Две недели в лагере здоровья».
Внедрению программы «Разговор о правильном питании» предшествовал «Мониторинг изучения основ культуры питания». Исследование проводилось с учащимися моего 1 класса и их родителями. Результаты мониторинга показали, что только 64 % родителей и 24% детей были знакомы с основными принципами организации здорового питания. Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать перед школой», другие «завтракают, но предпочитают еду всухомятку», «не любят супы и каши». Далеко не все родители хотели или могли рассказать своим детям о важности правильного питания. Для значительной части учеников были выявлены следующие недостатки в организации питания:
наиболее частое явление - отсутствие завтрака перед школой (68%). нарушения в режиме питания (64%). частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребенок употреблял их ежедневно, а в ряде случаев несколько раз в день (32%). потребление кондитерских изделий и сладостей - каждый второй ребёнок употреблял ежедневно или несколько раз в день (56%). недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (52%).
В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).
Проведённые исследования подтвердили недостаточный уровень здоровья детей, выявили проблемы, которые необходимо было срочно решать. Анализируя возможности школы, родителей, детей и свой собственный потенциал, учитывая цель и задачи программы «Разговор о правильном питании», я поставила перед собой следующие задачи:
реализация принципов правильного питания; получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением здоровья; формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности; сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей; расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями русского народа.
Исходя из этого, моя методика реализации программы «Разговор о правильном питании» основывается на теории педагогики сотрудничества. Главное в теории – идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием. Принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений учителя, учеников и родителей. В результате, мною разработана и апробирована система работы, которая включает в себя следующие компоненты:
Интеграция с другими учебными предметами представлена в виде схемы:
работа над задачей, расчёты
математика
творческая работа, работа с текстом, проектная деятельность
Русский язык Литературное чтение Математика
словарная работа, работа с текстом и предложениями
практическая работа,
опыт, экскурсия, исследовательская деятельность
Окружающий мир Художественный труд
аппликация, лепка, рисунок, плакат, роспись, поделки
Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов. Были проведены такие игры:
сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» игра –обсуждение «Законы питания» игра «Чем стоит делиться» игра «Отгадай-ка» игра «Секреты обеда» игра «Что можно есть на ужин» игра «Праздник чая» игра «Вкусные истории» игра «Овощи и фрукты» игра «Прогулка по улице Сезам» игра «Аукцион» игра «Меню сказочных героев» игра «Накрываем стол»
Задания, предлагаемые в рабочей тетради также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.
Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
На первом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками. Мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение младшего школьника. В итоге диспута пришли к выводу, что таковыми являются:
генетические задатки; здоровье ребёнка; правильное питание; соблюдение режима дня; психологическая поддержка родителей; взаимоотношения ученик – учитель – родитель.
Из этих шести факторов мы подробно остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты (см. приложение №1).
Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на следующем собрании я познакомила родителей с результатами анкетирования, раскрыла цели и задачи программы, её тематику. Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.
Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработан режим дня младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей, занимающихся спортом.
К концу третьего года обучения, родители стали активными участниками в подготовке и проведении эстафет, классных часов, исследовательской и проектной деятельности. Они являются организаторами экскурсий, походов, праздников.
Для проведения мониторинга я предпочитаю экспресс – методы:
тестирование; разбор ситуаций («Как вести себя за столом», «Если хочется пить?»); анкетирование; кроссворды и ребусы; минисочинения – рассуждения на заданную тему («Согласен ли ты с пословицей: когда я ем, то глух и нем?», «Зачем нужна жвачка?», «Почему картофель считают вторым хлебом?», «Почему вредно есть на ночь?»).
В целях обобщения и систематизации знаний дети совместно с родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, составляют кроссворды, готовят устные сообщения, сообщения с презентацией.
В ходе реализации программы повысился эмоциональный настрой у ребят на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Ученики моего класса могут объяснить:
- какие продукты полезные и почему;- что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным;- в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью;- какую пищу можно найти в нашем лесу;- что и как приготовить из рыбы;- как правильно накрыть стол;- как правильно вести себя за столом.
Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными.
В результате последнего исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (78%), каши (84%), фрукты, овощи и соки (96%). Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продуктов. Увеличилось количество детей, ежедневно употребляющих молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, рыбу. Незначительно, но снизился уровень заболеваемости.
Представленная мной система реализации программы «Разговор о правильном питании» показала максимальное вовлечение детей и их родителей в поисковую и творческую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей нашего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации самих участников занятий.
Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гранина А. Ю. Разговор о правильном питании // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/45123-statya (дата обращения: 21.11.2024)- Творчество – путь самопознания
- Развитие орфографической зоркости
- Формирование метапредметных умений на уроках географии
- ЖАҲОН АДАБИЁТИНИНГ НОДИР ВА ДУРДОНА АСАРИ
- Знакомство с миром музея на уроках изобразительного искусства
- Сущность теневой экономики
- Черепаха и Заяц ("Ташбака белән Куян")