статья ЛОГИКО – СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
«Как вызвать у учеников желание учиться?» – это вопрос задает себе учитель, готовясь к каждому уроку. Современное поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных программ, поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности, русскому языку и литературе, целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии.
Давно стало аксиомой, что в процессе познания человек должен сначала себе представить что-либо, а потом осмысливать, анализировать, описывать, систематизировать. Вот почему на уроках русского языка и литературы в 10–11 классах используется построение логико-смысловых моделей (ЛСМ) как формы знаково-символических средств, основу которых составляет методическая система многомерной дидактической технологии (автор – профессор В. Э. Штейнберг).
Возрастание роли моделирования учебного материала связано с развитием механизмов мышления человека. На современном этапе развития человеческого общества возрастает давление на механизмы мышления человека. Это проявляется в форме познавательных затруднений и психологических перегрузок учащихся, связанных с преобладанием вербализма в преподавании. Становится очевидным, что механизмы отражения знаний не справляются с новыми задачами. Тем самым создаются предпосылки формирования новой функциональной системы человека – условной «третьей сигнальной системы», оперирующей моделями, формулами, схемами*.
Результаты работы учащихся на уроках по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что оно пробуждает творческие способности, придает выполняемым заданиям авторскую окраску. Положительным моментом является также то, что учащиеся не пишут огромных конспектов, а на одной странице записывают всю информацию в виде логико-смысловой модели, что позволяет за короткий промежуток времени систематизировать, обобщить значительный материал, выявить логические связи, провести анализ и синтез.
Логико-смысловое моделирование, применяемое на уроках, обеспечивает равноактивную познавательную деятельность учащихся как во внешнем, так и во внутреннем мыслительном планах, обеспечивает обратную связь «учитель – ученик», которую легко можно использовать для управления учебной деятельностью.
Конечно, урок, построенный на конструировании модели, требует предварительной подготовки. Учитель должен представить всю тему целиком, затем разбить ее на смысловые фрагменты, которые соответствуют основным учебным вопросам, продумать названия координат и ключевых моментов, важных для запоминания, определить задания для учеников-ассистентов, подготовить раздаточный материал.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Корбова М. А. ЛОГИКО – СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/45253-logiko-smyslovye-modeli-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 22.12.2024)- Праздник Сказки по ФГОС
- Статья: "Роль самообразования для учителя математики в повышении качества образовательного процесса"
- ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ
- Актуальные проблемы преподавания литературного чтения в начальной школе
- СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
- Устная речь младших школьников
- ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8267 пользователей.
Отзывы