статья Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
Изменения, происходящие в нашей стране, затрагивают все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Самым значимым фактором обновления содержания образования является инновационная деятельность как реакция системы образования на изменяющиеся запросы общества.
“Иностранный язык наряду с другими гуманитарными дисциплинами подвергся наибольшим изменениям по ряду параметров. В плане обновления содержания имеет место переосмысление целей и задач обучения, введение новых программ, учебных курсов, разработка новых технологий, введение новых форм организации процесса обучения. В плане разработки новых систем обучения иностранному языку говорят о системе раннего обучения” (Денисова Л.Г. Вариативность обучения иностранному языку на старшем этапе средней школы./ Иностранные языки в школе. 1996 №5/.
Более раннее обучение иностранному языку свидетельствует, что занятия иностранным языком оказывают самое благоприятное воздействие на развитие детей, их познавательных и языковых способностей, содействует решению многих воспитательных и образовательных задач.
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности начальной школы на развитие личности ученика поистине уникальны.
В процессе овладения учащимися новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и др.
Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.
Ранее обучение актуально в наше время, но чтобы оно было успешным, учителю необходимо иметь в своей ‘педагогической копилке’ разные методические приемы и методы, чтобы урок стал эмоциональным, интересным, дающим возможность познания.
Педагогические технологии, применяемые на уроках английского языка в начальной школе.
- Взаимоконтроль.
Педагог сообщает учащимся о взаимопроверке по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. После ответов учеников дается оценка. Может выставляться отметка. Учащиеся могут поменяться ролями. Состав пар на каждом уроке желательно менять.
- Взаимный диктант.
Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное.
- Заучивание наизусть.
Сообщается задание, например: выучить стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения. Второй слушает говорящего. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями и помощью учителя. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения второй раз. Второй слушает говорящего. Первый ученик убирает книгу, второй по памяти старается воспроизвести строку. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения.
.
Отгадай, о ком говорим.
Один из учеников выходит из класса. Оставшимся предлагается выбрать, о ком класс будет говорить. Выбирается один из учащихся. Вышедший возвращается в класс. Учитель предлагает начать описывать отгадываемого ученика. Ребята говорят по одному предложению. Процесс отгадывания заканчивается правильным называнием имени отгадываемого.
Применение информационных технологий на уроках английского языка.
Информационные технологии обучения – это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс обучения в условиях ее применения. Техническими средствами НИТО являются компьютеры, аудиовидеотехника и телекоммуникационная техника.
Использование компьютеров в обучении позволяет:
- индивидуализировать процесс обучения;
- формировать теоретические и фактические знания;
- отрабатывать умения, навыки;
- эффективно организовать контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ усвоения учащимися знаний и умений;
- точно и своевременно корректировать ошибки;
- наглядно демонстрировать процессы, явления, модели изучаемых объектов, иллюстрировать понятия, события;ф
- активно развивать воображение, фантазию, творческое мышление;
- значительно облегчить труд учителя.
На своих уроках в начальной школе мы используем игровой метод обучения.
… в игре человек испытывает такое же наслаждение
от свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер.
Игровая деятельность является важным фактором развития личности учащегося, остановимся на классификации игр, приведем примеры игр, которые учитель может использовать в процессе обучения. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Учебные игры способствуют выполнению следующих дидактических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Классификация учебных игр
Игры подразделяют на две группы:
- подготовительные игры;
- творческие игры.
Группу подготовительных игр cоставляют: фонетические, грамматические, лексические, и орфографические игры, способствующие
формированию коммуникативных умений на начальном этапе обучения, т.е. в начальной школе.
Фонетические игры, предназначаются развития и совершенствования произносительных речевых умений и для их корректировки по мере необходимости.
Грамматические игры направлены на овладение грамматическими структурами и развитие умений употреблять их в ситуациях общения.
Лексические игры способствуют прочному усвоению лексического материала и его использованию в речевых ситуациях.
Орфографические игровые задания ставят целью сначала освоение написания букв, далее - правописания лексического материала. При этом орфографические игры способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию произносительных, лексических и грамматических речевых умений.
К творческим играм относятся:
- ролевые игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Игры данной группы направлены на творческое использование коммуникативных умений в определенных (заданных условиями игры) ситуациях. Именно поэтому их целесообразно применять в средней и старшей школе, когда подготовительный речевой этап уже пройден и учащиеся имеют необходимые речевые умения.
Чтобы дети лучше усваивали лексику по теме мы разучиваем песни. Это очень помогает детям усвоить необходимый объем изучаемых иноязычных слов, учит их правильно применять эту лексику. Использование песни при обучении английскому языку повышает эффективность, наглядность и результативность урока. Песня вызывает у детей чувство радости, способствует позитивному настрою учащихся на урок.
Включая песню в учебный процесс, мы решаем ряд задач, определенных Государственными образовательными стандартами начального общего образования:
- формирование представления об английском языке как средстве общения;
- расширение лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие личностных качеств ученика, его внимания, мышления, памяти и воображения;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие эмоциональной сферы ученика.
Работа с песней на уроке включает в себя несколько этапов.
Например, в 3-м классе при изучении темы «Рождество» перед разучиванием песни «We Wish You a Merry Christmas» дети рассказывают, что им известно о Рождестве, отвечают на вопросы по теме
Внеклассная работа по иностранному языку органически входит в учебно-воспитательный процесс. Формы могут быть самыми разными: конкурсы, олимпиады, вечера, праздники. Для младших школьников лучше всего проводить праздники с несложными инсценировками сказок, с песнями, играми, викторинами. В нашей школе мы традиционно проводим праздники – ‘ Английский алфавит” ( “English ABC”) – для второго класса, “Pets and Animals” для третьего класса и “Who is the first” для четвертого класса. Также проводим поэтический конкурс чтецов, конкурс на лучшую инсценировку сказки, конкурс на лучшее исполнение английской песенки.
Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.
Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке.
Подготовка к уроку состоит в выборе темы урока, в совместном планировании с точки зрения методов и форм обучения, содержания урока, конкретного участия каждого учителя в его проведении.
Считаю, что совместная творческая работа учителей иностранного языка и изобразительного искусства может принести огромную пользу для реализации целей и задач обучения.
Интересно проходят интегрированные уроки совместно с учителем ИЗО на темы: “New“Year’s Day will soon be here!” , “I have six serving honest men…”- по творчеству Р.Киплина, “Seasons” и т.д.
. На уроке задействованы все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. На уроке были использованы индивидуальная, парная и групповая формы работ.
Большое внимание уделяется здоровьесберегающим методам обучения, учащиеся двигаются, принимая участие в играх и рифмовках.
В своей работе мы обращаем внимание на принципы методики Ш.А.Амонашвили, данные в его книге “Здравствуйте, дети!” по обуению грузинских детей русскому языку,
которые можно успешно применять в обучении любому иностранному языку. “Во-первых, детям должно казаться, что научиться говорить на чужом языке нетрудно, хотя на самом деле это не так просто.
Во-вторых, нужно, чтобы у детей как можно быстрее возникло чувство, что они понимают иноязычную речь и уже объясняются на иностранном языке.
В-третьих, в процессе обучения как можно чаще создавать речевые ситуации “неучебного” характера, то есть такие, когда ребенок не чувствует, что его обучают иноязычной речи\. И тогда, ребенок начнет общаться потому, что ему захочется что-то сообщить, поговорить с учителем, друзьями” (Ш.А.Амонашвили. Здравствуйте, дети! М.Просвещение, 1983.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Логинова Е. Л. Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/47393-ispolzovanie-innovatsionnykh-tekhnologij-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 23.12.2024)- Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников
- Тілден терең теңіз жоқ
- А.С. Пушкин. Метель. Особенности композиции, авторская ирония, символика образа метели
- Использование материалов исследования фенологии и биологии развития Cyclachaena Xanthiifolia в условиях республики Мордовия в практике преподавания биологии в школе
- Учимся жить вместе
- Наши семейки
- Танец и его роль в жизни ребенка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7449 пользователей.
Отзывы