статья Игровая деятельность в начальной школе
Игровая деятельность в начальной школе.
Григорьева Г. Я.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастит. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А.С.Макаренко
Влияние музыкальных игр в развитии творческой деятельности очень велико: музыкальное воспитание, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать его к нравственно–эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую функцию. Решение задачи воспитания – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, в ходе которой ребёнок приобретает опыт переживания музыки, как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, реализует потребность в действенном художественно–образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия. Музыкальную игру можно определить, как духовно–практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного «я» на языке художественных образов. Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживаний ребёнком музыкально–игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составляющим компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребёнка. Овладевая игровыми навыками, умениями, ребёнок сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.
Важно с самого раннего возраста развивать музыкальные способности детей, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач гармонического развития оказывают музыкально–дидактические игры.
На своих занятиях я использую музыкально–дидактические игры разнообразные по задачам и содержанию, они способствуют формированию у детей умения слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука, планомерно развивают высотный ритм, динамический и тембральный слух. А музыкальный слух, в свою очередь, позволяет детям проявить себя в самостоятельной музыкальной деятельности. Многообразные задачи, которые приходится решать детям в музыкально–дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий, организованности, выдержки, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, развивать внимание, находчивость, инициативу. Музыкально–дидактические игры – это одно из средств обучения на музыкальных занятиях и в быту, является хорошей основой к созданию условий самостоятельной деятельности школьников.
Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость. Процесс обучения организовываю так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Интересный сюжет, игровой момент всегда заинтересовывает ребёнка, активизирует слуховое внимание, улучшает качество пения.
В младшем возрасте закладывается фундамент их музыкального развития, творческого мышления, инициативы, активности на занятиях и в группе, первоначальных творческих способностей. Последовательность в работе соблюдаю и в работе младших классов. Дети уже на слух определяют направление мелодии, её скачки, мелодия стоит на одном месте. Прохлопываем ритмический рисунок, пропеваем попевки, чтобы определить длительность звуков, показываем рукой движение мелодии вверх или вниз, либо поступенное движение, плавное или скачкообразное.
Используя игровой приём, образное сравнение, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных в игре задач.
Работая систематически в течение года над развитием слуха и голоса, дети получают большой запас музыкальных впечатлений, знаний и умений, у детей возникает возможность музыкального творчества. Дети самостоятельно определяют жанр музыкальных произведений, использую музыкально – дидактическую игру «Что я играю?» (Вальс, польку, русскую пляску или марш). Игра способствует активизации внимания детей к музыкальному произведению, воспитывает в них эмоциональное отношение к музыке, не оставляет безучастным ни одного ребёнка. Предлагаю детям сыграть свой марш, танец на детском музыкальном инструменте. Всё это способствует творческому мышлению детей, развивает самостоятельность детей. Чем больше ребёнок слушает музыку, тем активнее и целенаправленнее будет у него музыкальное восприятие её.
В своей работе использую музыкально–дидактическую игру для развития детского творчества, «Дирижёр», игра формирует способность к взаимодействию с партнёрами по игре, навыки невербального общения, творческие способности в музыкально–исполнительской деятельности.
В музыкальных играх творчество детей младшего школьного возраста отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку. Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:
- Увлечённость музыкально – игровой деятельностью.
- Степень осознания творческого замысла
- Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий.
- Оригинальность в воплощении творческого замысла и выборе средств его воплощения.
- Адекватность творческих проявлений характера музыкально – игрового образа.
- Умение привлекать к творческому процессу
- Музыкальный и жизненный опыт
- Степень законченности и художественного воплощения творческого замысла.
Для развития у детей самостоятельной инициативы в музыкальной деятельности, большое значение имеют: оборудование, пособия, которые успешно могут быть использованы детьми в их творческих проявлениях.
Наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечаются новые творческие приёмы, поддерживают инициативу одних детей, отмечают, какой ребёнок нуждается в помощи, а кому нужно помочь при выполнении задания.
Так музыка входит в жизнь наших воспитанников, становится близкой, любимой и необходимой им. Чем дети больше упражняются, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе. Таким образом, продуманные, интересные и организованные игры, расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему нравственному, эстетическому, духовному и конечно, музыкальному развитию. Воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию у воспитанников творческих способностей.
- Младшие классы:
- метод импровизации (показывает возможности воображения, дает возможность проявить свои исполнительские умения, вне зависимости от технической сформированности) -
- голосовые игры, речевые упражнения.
- метод пластического интонирования, музыкально-ритмические движения и инсценирование (способы «активного слушания», восприятие музыкальной ткани через движения) –
игра на музыкальных инструментах.
- словесные высказывания о музыке (например, прием «Снежный ком»);
- Создавать голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение, прыжки.
- Выражение своих мыслей и чувств звуками. Передать с помощью звука заданное учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают.
- Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.
- Графическое, цветовое моделирование музыки.
- Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Прогулка» и т.д. (поле деятельности очень обширное).
- Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.
- Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Одним из секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения. Игровая технология строится как целостное образование, которое охватывает определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от функции и классификации педагогических игр.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Григорьева Г. Я. Игровая деятельность в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/48393-obobshchenie-opyta-raboty-igrovaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 24.11.2024)- Влияние обновленного содержания образования предметов естественно-математического цикла на развитие личности школьника
- Формирование гражданского самосознания
- Конструктор урока с технологией диалогового обучения
- Білім беру технологиялары
- Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов
- Воспитательный потенциал современной семьи
- Устное народное творчество как средство нравственного воспитания детей