статья Особенности работы классного руководителя с учащимися первого класса в адаптационный период
Актуальность данной темы: Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
В данном исследовании выделяется объект исследования: процесс социально-психологической адаптации первоклассников.
Предметом исследования являются психологические особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Цель исследования: выявить различные концепции по проблеме организации учебно-воспитательного процесса классного руководителя с учащимися первого класса в адаптационный период.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Важно подчеркнуть, что в возрасте 7 лет (начало школьного обучения) эти процессы еще не достигают окончательной зрелости. Последнее проявляется в неуправляемых и ненаправленных активационных воздействиях, которые нередко создают своеобразную избыточность реагирования мозга у детей этого возраста. Только к 9-10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку полные условия для управления собственной психической деятельностью.
Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
В ходе исследований были выявлены три уровня социально-психологической адаптации детей к школе. Зная их, родители могут проверить, как проходит период привыкания к новой школьной жизни у их ребенка.
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассниковния в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Следует отметить, что адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам, а родителям — к своему ребенку, который теперь стал школьником. Для более «гладкого» протекания процесса адаптации очень важно стараться избегать переутомления у «новых» первоклассников.
Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба идет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию».
Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях.
Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же формирует положительное отношение к школе.
В период первого года обучения учителю важно:
-Воспитывать интерес к учебной деятельности;
-Составить режим школьного дня;
-Ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес;.
- Прививать навыки активной деятельности;
- Развивать способность управлять своими эмоциями, поведением;.
-Развивать навыки общения.
Планирование работы классного руководителя на адаптационный период учащихся первого класса включает в себя сбор и анализ необходимой информации о ребёнке, прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.
Во второй период решается задача непосредственного создания условий для быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Этот период объединяет следующие этапы: реализацию пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной деятельности учителя, а также осуществление коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.
Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Однако следует помнить, что низкая учебная мотивация – тоже следствие каких – то причин, чаще всего идущих из семьи.
От благополучного протекания адаптационного периода зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель. Этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложным являются первая и четвертая недели.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно скорее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
1 этап: (длительность примерно 1 неделя): учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; давали возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества;
2 этап: работа над режимом дня школьника: ребята вспоминали, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети научились понимать, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками;
3 этап: учителя обсуждали с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь.
4 этап: был посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создавал ситуации, когда не он, а сами дети осуществляли этот контроль.
Залогом успешного ученика должен стать учитель, который несет в себе жизнеутверждающее начало, уверенность, радость и счастье.
Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Молофеева М. П. Особенности работы классного руководителя с учащимися первого класса в адаптационный период // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/56641-osobennosti-raboty-klassnogo-rukovoditelya-s-uchashchimisya-pervogo-klassa-v-adaptatsionnyj-period (дата обращения: 22.12.2024)- Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе
- Ярмарка
- Учреждения дополнительного образования как дополнительный ресурс развития доступности и качества дошкольного образования
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
- Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
- Методы реализации содержания образовательной программы дошкольного образования
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10206 пользователей.
Отзывы