Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Особенности работы классного руководителя с учащимися первого класса в адаптационный период

Актуальность данной темы:  Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

В данном исследовании выделяется объект исследования: процесс социально-психологической адаптации первоклассников.

 Предметом исследования являются психологические особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе.

Цель исследования: выявить различные концепции по проблеме организации учебно-воспитательного процесса классного руководителя с учащимися первого класса в адаптационный период.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Важно подчеркнуть, что в возрасте 7 лет (начало школьного обучения) эти процессы еще не достигают окончательной зрелости. Последнее проявляется в неуправляемых и ненаправленных активационных воздействиях, которые нередко создают своеобразную избыточность реагирования мозга у детей этого возраста. Только к 9-10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку полные условия для управления собственной психической деятельностью.

Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное  к  дезадаптации. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

В ходе исследований были выявлены три уровня социально-психологической адаптации детей к школе. Зная их, родители могут проверить, как проходит период привыкания к новой школьной жизни у их ребенка.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассниковния в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Следует отметить, что адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам, а родителям — к своему ребенку, который теперь стал школьником. Для более «гладкого» протекания процесса адаптации очень важно стараться избегать переутомления у «новых» первоклассников.

Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба идет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

 

Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника,  сформировать «внутреннюю позицию».

 Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения  ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах,  возможностях и способностях.

Положительное представление  о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же  формирует положительное отношение к школе.

В период первого года обучения учителю важно:

-Воспитывать интерес к учебной деятельности;

-Составить режим школьного дня;

-Ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес;.

- Прививать навыки активной деятельности;

- Развивать  способность управлять своими эмоциями, поведением;.

       -Развивать навыки общения.

Планирование работы классного руководителя на адаптационный период учащихся первого класса включает в себя сбор и анализ необходимой информации о ребёнке, прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.

Во второй период решается задача непосредственного создания условий для быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Этот период объединяет следующие этапы: реализацию пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной деятельности учителя, а также осуществление коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.

Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Однако следует помнить, что низкая учебная мотивация – тоже следствие каких – то причин, чаще всего идущих из семьи.

       От благополучного протекания адаптационного периода зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель. Этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложным являются первая и четвертая недели.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно скорее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

1 этап: (длительность примерно 1 неделя): учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; давали возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества;

2 этап: работа над режимом дня школьника: ребята вспоминали, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети научились понимать, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками;

3 этап: учителя обсуждали с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь.

4 этап: был посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы.  Важно, чтобы учитель создавал ситуации, когда не он, а сами дети осуществляли этот контроль.

Залогом успешного ученика должен стать учитель, который несет в себе жизнеутверждающее начало, уверенность, радость и счастье.

Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (18.99 kB)
Автор:
Студент "Губернский колледж города Похвистнево"
Дата публикации: 03.04.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Молофеева М. П. Особенности работы классного руководителя с учащимися первого класса в адаптационный период // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/56641-osobennosti-raboty-klassnogo-rukovoditelya-s-uchashchimisya-pervogo-klassa-v-adaptatsionnyj-period (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию