статья Дети с ЗПР- это не приговор
ЗПР… С таким диагнозом все чаще сталкиваются родители современных школьников. Хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, и современные учителя. Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4 %. Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями, а также особое инклюзивное образование.
Известный психолог и педагог Л.С.Выготский ещё в начале 30- ых годов прошлого века говорил о том, что необходимо включать детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных детей: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»; а также: «...глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций».
Несомненно, данные слова ученого относятся ко всем детям с нарушениями развития. Именно Л.С.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения детей с ЗПР в массовой школе.
В связи с этим у учителя возникают определенные трудности в обучении таких детей в обычных не коррекционных классах. Для этого необходимо быть подкованным в вопросах педагогики и психологии, знать медицинские аспекты и индивидуальные особенности таких детей. У детей с ЗПР низкий уровень зрительной памяти, плохо развита речь, речь отличается бедностью словаря и примитивностью грамматических конструкций, рассеянное внимание, очень слабая техника чтения, низкое качество мыслительной деятельности, крайняя неорганизованность. Они не могут выделить главное, обобщить, повторить. По темпераменту эти дети очень медлительны, вялы. Учителю необходимо так организовать работу на уроке, чтобы уделить таким особенным детям максимальное количество времени на уроке.
На что же нужно ориентироваться, чтобы успешно изучить предмет “Русский язык” в классах с инклюзивным обучением?
В первую очередь нужно формировать и развивать положительную мотивацию учения. Этому способствуют:
- создание условий, комфортности для учащихся на уроках;
- установка на успех;
- спокойный тон на уроке, взаимоуважение, взаимопонимание;
- организация разных видов деятельности;
- чередование устной и письменной работы;
- индивидуальная и дифференцированная работа;
- нетрадиционная форма урока;
- физминутки;
- коллективные, групповые работы;
- игровые формы деятельности
На выполнение письменной работы дети с ЗПР тратят много времени, пишут очень медленно, испытывают сложности при запоминании пра-
вописания слов. Моя задача, как учителя русского языка, научить элементарному правописанию слов, но не через диктанты, а через такие задания, как:
- вставь пропущенные буквы через игру “Прошел дождик” (5-6 класс),
- найди ошибку,
- вставь пропущенные слова с орфограммой в лингвистический текст, возможно со словами для справок (7-9 класс)
Ученикам с ОВЗ нравится и показана работа в парах и группах со здоровыми детьми, для первых вторые могут быть наставниками, а те в свою очередь учатся толерантности. Легко проходит и освоение интерактивной доски, электронных тренажеров по русскому языку. Я заметили, чем меньше такие ребята пишут на уроке, тем им проще, они меньше устают и лучше усваивают новый материал.
В ход урока включаются повторение пройденного, контроль знаний, умений, изложение нового материала. При фронтальной форме обучения учитывается уровень знаний. Повторение или закрепление строится на разном, индивидуально подобранном дидактическом материале (карточки, тексты, упражнения). Если совместная работа невозможна, то сначала объясняется новый материал для детей без ограничения здоровья, а детям с ОВЗ можно задать самостоятельную работу на закрепление ранее пройденной темы.
Затем самостоятельную работу на закрепление нового материала выполняют дети без ограничения здоровья, а с детьми с ОВЗ производится проверка выполненных работ, объяснение ошибок, помощь в их ликвидации и дальше объясняется новый материал, используя наглядность, речевое сопровождение, постепенный переход от одного к другому, пошаговое выполнение заданий и т.п.
На каждом этапе урока создаю условия для положительного отношения учащихся к учебе. Учу доводить начатое дело до конца, ставить перед собой цель и достигать ее. При объяснении нового материала или же при его повторении использую наглядный материал (таблицы), для лучшего запоминания вместе с учащимися составляем алгоритмы по темам, они должны быть очень подробными с примерами и вопросами, использую ассоциативные примеры, например, загадки, считалочки или лингвистические сказки.
Как показывает мой педагогический опыт, при правильной систематической работе у половины ребят с ЗПР к 9 классу снимается этот диагноз. А это уже 50 % успеха как для учителя, таи для ученика.
Таким образом, диагноз ЗПР - это не приговор. Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества. Обучаясь в совместных
группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, они не чувствуют себя чужими и изолированными. У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях. Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.
Использованная литература
Мищенко А. Ф., Савченко А. Г., Максутова Ф. И. Идеи педагогики и воспитания Л. С. Выготского в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №27.1.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сухичева Е. Л. Дети с ЗПР- это не приговор // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/63708-deti-s-zpr-eto-ne-prigovor (дата обращения: 23.12.2024)- Школьный конкурс "Учитель года - 2015"
- Социально-психологические аспекты деятельности преподавателя
- Мастер и его ученики
- Государство и идеология
- Эффективное взаимодействие в решении проблем обучающихся группы риска
- Особенности работы учителя в обучении по ФГОС НОО
- Что такое сон