статья Особенности подготовки обучающихся при сдаче ОГЭ по информатике
Особенности подготовки обучающихся при сдаче ОГЭ по информатике
На сегодняшний день основной государственный экзамен всё ещё является для выпускника новой формой аттестации. Экзамен в форме ОГЭ проводится в течение последних девяти лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку выпускников общеобразовательных учреждений, а так же абитуриентов с целью отбора для зачисления в образовательные учреждения для продолжения получения образования. Актуальной сегодня становится проблема качественной подготовки обучающихся к такому экзамену. Но как и с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ОГЭ, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?
При исследовании этой проблемы, выяснилось также, что нет ни в одном источнике литературы, методики, с помощью которой можно найти ответы на многие интересующие учителя вопросы в плане подготовки обучающихся к ОГЭ. В начале работы над данной проблемой, были рассмотрены возможные трудности на пути ее решения, как для учителя, так и для обучающихся и выявлено, что одним из условий успешной сдачи ОГЭ является формирование предметной готовности ученика. Поэтому очень важно является выявить направления по подготовке к ОГЭ, выбрать наиболее эффективные формы и методы, разработать систему мониторинга по отслеживанию уровня готовности учащегося к новой форме проверки знаний и прогнозирования успешной сдачи ОГЭ.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ОГЭ по информатике – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ОГЭ по предмету.
В данном направлении система работы может быть построена следующим образом:
в 5,6 классах:
– пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);
в 7-9 классах:
– на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности;
– знакомство с типологией заданий разных уровней (тесты развивающего и контролирующего характера);
– возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала на занятиях вариативной части - различные способы решения наиболее сложных задач.
Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ОГЭ являются следующие из них:
- работа с тестовыми заданиями;
- дифференцированный подход в обучении и подготовке;
- индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;
- формирование у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ОГЭ;
- регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, а также проведения тренировочно-диагностических работ.
Подготовку к ОГЭ необходимо начинать уже с 5 класса. Успеха можно добиться, выделив в своей работе 2 направления:
- знание теории по информатике;
- умение работать с тестами.
Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение. Так, например, в среднем звене можно попросить учащихся завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы– все в этой тетради. Уже с 5 класса выборочно необходимо использовать книги-материалы ОГЭ при изучении отдельных тем, задания подбирать из 1 части ОГЭ. Зная материалы ОГЭ 9 класса, уже в 5 классе акцентировать внимание на тех вопросах, которые изучаются в 5 классе и в 9 классе выносятся на ОГЭ. Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа.
Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок, третьи - предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг знаний, учет пробелов и корректируется индивидуальная работа с учащимися. Например, тема «Кодирование информации», при изучении которой развивается одна из важнейших компетенций - преобразование информации из одной знаковой системы в другую, занимает немаловажное место в курсе информатики и ИКТ. В среднем звене на изучение этой темы отводится около 10 часов. Учитывая спецификацию ОГЭ, где большинство заданий на проверку знаний, умений по данной теме, размещены в части 1 и составляют около 20 % от всех заданий подготовка к их выполнению необходима уже с 5 класса. Как уже было сказано, здесь она носит только пропедевтический характер.
Не секрет, что одна из важнейших компетенций - умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, развитие которой предполагается на этапе изучения темы «Обработка информации», проверяется в ОГЭ не только с помощью части 1, но и в части 2. Согласно спецификации, процент максимального первичного балла за выполненные по теме «Обработка информации» задания составляет 40,9%. Изучается данная тема в курсе информатики и ИКТ в школе, начиная с 5 класса. Обучение ведется на базовом уровне, затем продолжается в курсе 9 класса, где занимает почти половину всего курса, учитывая элективный курс. Поэтому на уроках, связанных с обработкой информации, в том числе и программирования, система подготовки учащихся к ОГЭ не совсем проста и складывается из нескольких этапов:
- накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ОГЭ;
- практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;
- диагностического, который включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ОГЭ по информатике прошлых лет; отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.
Необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. Благодаря данной системе работы, уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках, конкретизируются, добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является тестирование.
Данный подход позволяет, во-первых, показать ученикам все пробелы и организовать своевременную работу по их устранению, во-вторых при подготовке к консультации видно, на какие задания следует сделать упор в групповой работе, какие отдать для индивидуальной консультации.
Такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся.
Представленная система подготовки к ОГЭ дает стабильные результаты. Успеваемость по предмету информатика и ИКТ составляет 100 %, качество 65-80%. Эти результаты подтверждают и результаты сдачи ОГЭ.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Балахнина Е. В. Особенности подготовки обучающихся при сдаче ОГЭ по информатике // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/66286-osobennosti-podgotovki-obuchayushchikhsya-pri-sdache-oge-po-informatike (дата обращения: 14.11.2024)- Достижение метапредметных результатов на основе интеграции физики и биологии
- Работа со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
- Алкогольная зависимость, или алкоголь – похититель рассудка
- Детское экспериментирование
- Совместное творчество родителей и детей как фактор успешности и социализации ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе
- Этюд гипсовой головы. Основные этапы работы
- Ценность здорового образа жизни
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 13934 пользователя.
Отзывы