статья Вокально - исполнительский анализ произведения Ц. Кюи Гроза
«Гроза».
Ц. Кюи, слова Белоусов И.
Кюи, Цезарь Антонович – музыкальный критик, инженер-генерал, замечательный русский композитор. Он рано обнаружил способности пианиста и композитора. Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио.
Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 г. ("6 Польских песен", изданы в Москве, в 1901 г.), но серьезно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В.А. Крылова , "Исторический Вестник", 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: "Тайна" и "Спи, мой друг", на слова Кольцова - дуэт "Так и рвется душа".
Ц. Кюи написал очень много опер, такие как «Сарацин» (по драме Дюма-отца), « Пир во время чумы» (по Пушкину), «Мадмуазель Фифи» (по Мопассану и Метенье), «Снежный богатырь», «Матео Фальконе» (по Мериме и Жуковскому), «Капитанская дочка» (по Пушкину), «Красная шапочка» (по Перро), «Кот в сапогах» (по Перро) и др. В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, грации, остроумия.
Ц.Кюи немало написал произведений на стихи великих поэтов, таких как графа А. К. Толстого, Некрасова, Пушкина. А также на стихотворение И. Белоусова «Гроза».
Иван Алексеевич Белоусов (1863—1930), русский поэт-самоучка, писатель для детей и переводчик с украинского и белорусского языков. Один из руководителей «Суриковского литературно-музыкального кружка».
Родился в Москве в семье ремесленника из крестьян. Печататься стал с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская Мысль» и др.
Издавал журналы «Путь», «Наш журнал». Белоусову принадлежит полный перевод «Кобзаря» Тараса Шевченко. Кроме Шевченко, переводил итальянскую поэтессу Аду Негри, польскую — Марию Конопницкую, ряд украинских и белорусских поэтов. Писал историко-литературные статьи и детские рассказы.
В последние годы выпустил две книги воспоминаний — «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва».
Одно из стихотворений Белоусова «Гроза».
Из-за гор и леса
Туча грозовая
Приползла неслышно,
Солнце заслоняя.
Под ее покровом
Страшно, жутко было;
Гром гремел, и ярко
Молния светила.
Пронеслася туча,
Небеса синеют,
И луга цветами
Яркими пестреют.
И грозы как будто
Вовсе не бывало, -
Всё, как прежде, тихо
И спокойно, спокойно стало.
Стихотворение раскрывает тему природы. По образному содержанию можно разделить на 2 части: первая и вторая строфы изображают состояние приближающейся грозы. В следующих двух строфах раскрывается состояние природы после грозы. Также и музыкальный материал делится на две контрастные части, обусловлено сменой одноименной тональности, сменой размера 4/4 на 3/4, сменой темпа от умеренного к более быстрому.
Произведение написано в жанре хоровой миниатюры a capello.
Характеристика мелодии Мелодия – ведущее средство музыкальной выразительности. Мелодическая линия проводится в партии сопрано на протяжении всего произведения. Для мелодической линии первой части характерно секвенционное развитие. Композитор рисует картину надвигающейся бури. В 1 предложении для мелодии характерно поступенное нисходящее движение с длительным пребыванием на одной высоте в среднем регистре. Во 2 предложении развитие мелодии происходит по такому же принципу, но на терцию выше.
Характер мелодии во 2 части контрастен первой. Мелодическая линия становится очень выразительной, гибкой, извилистой. Для второй части характерно волнообразное движение с небольшими остановками на смысловых словах в среднем регистре.
В конце произведения завершённость звучанию придаёт переход мелодии в более низкий регистр, повторение слов, прерывающихся паузами, устойчивость звучания.
Мелодия ритмически оформлена ровными восьмыми длительностями, встречаются выдержанные звуки (5,10, 12,14,16 такты).
В мелодии прослеживаются призывные интонации.
Звучание мелодии в мажорном ладу создаёт в первой части настораживающие, испуганное настроение, а вот второй части лирическое, успокаивающее.
Ладотональный план В произведении первая часть, характеризующая начало грозы, написана в тональности Еs-dur, а во второй части, характеризующей образ природы после грозы, написана в одноименной тональности Еs-moll.
Выбор минорного лада в первой части обусловлен настораживающими, устрашающими эмоциями, которые воплотил композитор в музыкальном образе начинающие грозы, и мажорного лада во второй части обусловлен светлыми эмоциями успокоения в показе образа природы после грозы.
Вокально- хоровой анализ Произведение предназначено для исполнения однородным женским 4х голосным хором.
Диапазон партии сопрано 1:ми бемоль первой октавы –соль второй октавы (ч.8 + б. 3) Диапазон партии сопрано 2: ре первой октавы –ре второй октавы (ч.8) Диапазон партии альта 1: си бемоль малой октавы –ре второй октавы (ч.8+б.3) Диапазон партии альта 2: ля бекар малой октавы –ре второй октавы (ч.8+ч.4)
Диапазон всего хора: ля бекар малой октавы –соль второй октавы (ч.8+м.7) Тесситура для всех голосов средняя, удобная. Ансамбль естественный, так как у всех партий одинаковое напряжение голосов.
Звуковедение. Звуковедение в произведении мягкое Legato, непрерывное связное пение: гласные сцеплены между собой, согласные произносятся быстро, без нарушения потока воздуха. Дыхание Дыхание в произведении общехоровое. Характер звука Характер звука в произведении прикрытый, светлый, мощный.
Вокально – хоровые трудности Интонационные трудности
- Основная трудность исполнения a capella. Необходимо исполнение с тенденцией к повышению; пропеть мелодию на октаву ниже или в более низкой тональности; исполнение в быстром темпе, постепенно замедляя до положенного темпа.
- Переход в другую тональность. (Необходимо спеть с гармонической поддержкой).
- Движение мелодии на одном звуке. (Необходимо спеть с интонацией к повышению).
- Сложные аккорды с секундовым сочетанием. (Необходимо выстроить аккорды, пропев звуки поочередно с каждой партией).
Метроритмические трудности. Умение петь вместе, ритмически чётко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения – важнейшие качества мастерства хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается порядок, без которого не может быть решена ни одна творческая задача
- Переменный размер, 4/4 к 3/4 при котором нет равномерной пульсации сильных и слабых долей. (Начало каждой группы надо отмечать акцентом или «зажимом» в зависимости от характера произведения).
- Выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля. (Необходимо интонировать выдержанные звуки со счетом).
- Пунктирный ритм также является вокально-хоровой трудностью, который встречается. (Необходимо прохлопать ритм и пропеть мелодию со счетом).
- Паузы. (Необходима чёткость и активность дирижёрского жеста).
Данную хоровую миниатюру мог бы исполнять женский или детский хор. Нужно отметить, что Ц. Кюи очень грамотно совместил музыку со словами И. Белоусова.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Выдро А. В. Вокально - исполнительский анализ произведения Ц. Кюи Гроза // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/66566-doklad-na-temu-vokalno-ispolnitelskij-analiz-proizvedeniya-ts-kyui-groza (дата обращения: 23.12.2024)- О репертуаре в классе сольного пения. Вокализы
- Методика обучения решению математических задач
- ПОНЯТИЕ «САМООЦЕНКА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Использование триз-технологии для развития творческих способностей учащихся при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мир компьютерной анимации
- Учебная мотивация на уроках математики и русского языка как показатель качества образования обучающихся
- Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами
- Организация самостоятельной учебной деятельности студентов через технологию портфолио
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7112 пользователей.
Отзывы